2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На машине по черногории самостоятельно

Как путешествовать по Черногории на автомобиле: 16 дельных (а не пустых) советов

Черногория — одна из лучших стран в мире для путешествия на арендованной машине. Но есть нюансы… Авторы тревел-проекта Diary Travel поделились с нами 16 дельными (а не пустыми) советами, а также красивыми (и реальными) фотографиями, сделанными во время автопутешествий по Монтенегро.

Михаил и Елена

Путешественники, авторы тревел-блога Diary Travel. Посетили 27 стран и провели в путешествиях 682 дня. Ездят по миру с тремя детьми. Много раз были и хорошо знают Черногорию.

1. Самое интересное и красивое в Черногории (помимо старых городов на побережье) находится на севере ❄️

В самом сердце страны: национальные парки Ловчен и Дурмитор, Черное озеро, перевал Седло, Пивское озеро, город Цетине, монастырь Острог, каньоны рек Тара и Морача и многое другое.

2. Путешествовать вглубь Черногории по горным серпантинам Дурмитора не стоит с середины ноября до конца апреля ⛄

Если, конечно, ваша цель — не горнолыжные курорты. Осадки делают серпантины сложнее, а дороги через многие горные перевалы, включая Седло, могут быть занесены снегом до начала мая.

Идеальное время для автопутешествий по всей Черногории — с середины мая до середины июня и сентябрь-октябрь. В эти периоды не так жарко, меньше туристов у достопримечательностей, свободнее на дорогах…

3. Дурмитор — это национальный парк с огромной территорией

На ней, в свою очередь, находятся каньоны Тары со смотровыми площадками и тропами для трекинга, Черное озеро, вершина Боботов Кук, перевал Седло и многое другое.

Вход (или въезд) на территорию стоит 3 евро с человека. Оплату требуют почти во всех перечисленных местах. Но, если вы уже оплатили проход (или проезд), например, у Черного озера, то больше платить не нужно — просто сохраняйте и показывайте билет. Как выяснилось, об этом мало кто из туристов знает.

4. Черногория — большая и очень интересная для автопутешествий страна с хитросплетениями узких дорог и горных серпантинов

Не отказывайтесь от GPS-навигатора при аренде авто или закачайте в смартфон приложение Maps.me с картой Черногории еще до поездки!

5. Даже при наличии GPS-навигатора или Maps.me, не торопитесь всегда и безоговорочно следовать их командам

«Короткий» путь может оказаться намного дольше и сложнее, чем о нем говорит навигатор. Обращайте внимание на указатели и движение остальных автомобилей.

Кстати, интересные проверенные маршруты можно найти и в нашем журнале.

6. Полностью заряжайте перед поездкой смартфон, фото-видео-аппаратуру и берите с собой автомобильное (USB-зарядное) устройство

Любой маршрут по Черногории длится в реальности дольше планируемого! А включенный GPS, как и фото-видео-съемка множества красивейших мест за целый день способны разрядить даже очень выносливое устройство.

7. Выезжайте на маршруты по Черногории как можно раньше

В идеале — с 6 до 8 утра, чтобы избежать пробок на дорогах.

8. Объективно и тщательно планируйте маршруты

Скорость на многих участках некоторых серпантинов может не превысить 25-40 км/час, а прогулки по красивым местам и осмотр каждой достопримечательности на маршруте могут занять от 30 минут до 2-3 часов.

9. Рассчитывайте время посещения каждой достопримечательности ⏲

Например, Черное озеро лучше посещать рано утром — в 7-8 часов (когда там тихо и нет множества туристов), а покидать вершину национального парка Ловчен — вечером (вид на закате просто бесподобен!)

10. Если планируете объехать в Черногории как можно больше интересных мест

Лучше бронировать отели или апартаменты на маршруте, а не возвращаться каждый раз назад. Так вы потратите в разы меньше денег на бензин и успеете увидеть намного больше.

11. Большинство красивых горных серпантинов Черногории — это полоса в одну сторону и полоса в другую

Если вдруг увидели что-то красивое, не стоит резко оттормаживаться и создавать аварийные ситуации. За вами может двигаться автомобиль, не успевающий среагировать на ваш маневр из-за извилистой дороги и ограниченного обзора.

Планируйте остановки заранее, установив метки в навигатор, пользуйтесь зеркалами и старайтесь останавливаться в специальных «карманах» и на паркингах.

12. Возвращаться назад или добраться до точки назначения по черногорским серпантинам лучше засветло

Горные серпантины без освещения — достаточно сложное испытание даже для опытного водителя.

13. Если вы не участник международных ралли и не завсегдатай горных серпантинов, не стоит пытаться угнаться или даже обгонять местных водителей

В Черногории они ездят по этим дорогам всю жизнь, а вы — нет.

14. Если у вас небольшой опыт движения по горным серпантинам берите в аренду максимально компактный автомобиль

Например, Toyota Yaris, которая стала хитом аренды в «Сел и Поехал» в 2018 году! На фото именно она. Именно эту компактную (но не игрушечную) модель путешественники брали в аренду чаще всего.

Ничего удивительно: «Ярис» — это небольшие габариты, приятные глазу черты, невысокая стоимость аренды и спортивный характер — идеальное сочетание для путешествия по дорогам Черногории!

Начинайте с маршрутов по побережью и основным трассам, а потом уже направляйтесь на север.

15. Соблюдайте требования и правила дорожного движения в Черногории ⚠️

Вот 8 самых основных:

  • Во множестве туристических мест и возле старых городов Херцег-Нови, Котора, Будвы — парковки платные (около 1 евро в час) .
  • По дорогам Черногории необходимо всегда ездить с включенным ближним светом или ходовыми огнями.
  • Допустимое содержание алкоголя в крови — 0,3 промилле .
  • Пользоваться во время движения телефоном без гарнитуры запрещено .
  • Водитель и все пассажиры (включая задних) должны быть пристегнуты .
  • Дети перевозятся сзади в детских автокреслах .
  • Ограничение скорости в населенных пунктах — 50 км/ч, за городом — 80 км/ч. Превышать нельзя ни на 1 км/ч!
  • В городах могут быть установлены камеры , а в районе небольших населенных пунктов с ограничением скорости до 40-50 км/ч, частенько стоят сотрудники дорожной полиции с радарами-камерами.

16. Черногория — одна из немногих стран мира и, возможно, единственная в Европе, где можно спокойно взять автомобиль в аренду недорого 💰

Без залога (депозита), без предоплаты, без обмана и навязанных услуг… Хотя, если вы прочитали эту статью, то вы об этом уже и так знаете. Если нет, узнайте о других преимуществах и нюансах аренды автомобиля в Черногории в другой нашей статей в журнале.

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов

Бронирование отелей, вилл, апартаментов

Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников

Аренда автомобиля за границей и в России

Страховка арендованного авто

Страхование для туристов

Реклама на форуме Винского

Сайт Винского

  • Список форумовЕВРОПА форумЧЕРНОГОРИЯ форумОтдых в Черногории отзывы
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Черногория на машине с маршрутами и красивыми фотографиями

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Черногория на машине с маршрутами и красивыми фотографиями

Zisman_S » 05 авг 2015, 20:01

Здравствуйте. Хотелось бы вкратце рассказать о своем путешествии по Черногории на машине, маршруты и красивые картинки, как заявлено в теме, прилагаются. Путешествуем вдвоем, экскурсиями и услугами турагентств не пользуемся, заранее составляем маршруты и стараемся планировать путешествие по-максимуму.

Про жилье
Для начало хочу сказать, что поехали мы в самый горячий сезон – конец июля, и хотя сборы и бронирование происходили примерно за два месяца до поездки, приличное жилье и машины в аренду уже был разобраны и пришлось выбирать из того что осталось. Изначально планировали путешествовать на машине, чтобы посмотреть все интересные места самим (опыт аренды авто за границей уже был – брали машину на Сардинии у Herz и остались очень довольны), а поскольку страна маленькая, решили, что жить будем в одном месте. Выбор пал на Селяново (Seljanovo), недалеко от Тивата (Tivat), и как выяснилось впоследствии, выбор был не плохой, по сравнению с Будвой (Budva) или Котором (Kotor), которые как нам показалось в это время просто перенаселены туристами. В принципе, Селяново не обделено неплохими кафе с вай-фаем, есть маркет с фруктами, Пекара (Pekara) с выпечкой, и в 15 минутах прогулки по набережной роскошный Porto Montenegro с хорошими ресторанами. Море такое же, как и везде — чистое и теплое, пляжи на любой вкус — есть и бесплатный пляж, представляющий собой закатанный в бетон берег с лестницами в воду (как оказалось позже в Черногории это вообще очень распространено), а есть платные пляжи с насыпанной на берег мелкой галькой, лежаками, баром и всеми удобствами. Приятно, что и на бесплатных пляжах, и на платных есть душ с пресной водой (на Сардинии, например, мы такой роскоши не видели вообще). Селяново — не большой городок (если его вообще так можно назвать) и поэтому создаёт впечатление более уединенного места, чем упомянутые выше Будва и Котор, подойдет в том числе и для отдых с детьми.

Про автомобиль
Критериев выбора было два – машинка должна быть небольшой (так как существуют проблемы с парковкой), и хотелось взять кабриолет (просто потому что это классно). Но поскольку у крупных компаний (у того же самого Herz, например) уже было все разбронировано, пришлось искать частных ребят, сдающих машины в аренду. В Будве нашелся Денис, у которого был доступен Smart – кабриолет, и выбор остановился на нем. Как оказалось позднее, Смарт имеет и другое неоспоримое преимущество – он удобен при разъездах на узких горных дорогах. Однако, наш Смарт, пожалуй, был не самым лучшим выбором для путешествий по горам – пробег его уже перевалил за 170 000 км, кондиционер не тянул, на поворотах он скрипел как несмазанная телега – в общем автомобиль был уже мягко говоря ушатанный. Денис, несмотря на все вышесказанное, предоставляет хороший сервис, но если вы хотите машину без всех этих недостатков, я вам рекомендую не пользоваться услугами частных сервисов вообще, а все-таки забронировать машину в надежной компании.
Про дороги и особенности езды
Дороги в Черногории по большей части хорошие, местами даже отличные. Единственные проблемные места – горные дороги. Здесь порой и покрытие не очень, и ограждений вдоль обрывов нет вовсе, и ширина самого полотна такая, что приходится постоянно разъезжаться с другими машинами, автобусам и мусоровозами используя удачно подвернувшийся карман на обочине. Ситуации бывают разные, поэтому советую сигналить перед слепыми поворотами и постоянно отмечать карманы вдоль дорог, где в случае необходимости можно встать, полюбоваться видами и заодно пропустить встречные машины. Местные водят вежливо, всегда «моргнут» вам если видят, что что-то с вами не так. Ограничения скорости на дорогах мне показались вполне разумными. С полицейскими пообщаться нам к счастью не довелось. По вечерам (после 6) можно встать в огромную пробку по Jadranska magistrala – лучше туда не соваться и сэкономить много времени.

Про маршруты
Покажу 3 основных маршрута, которые как мне кажется, позволили увидеть все основные интересные места, до которых можно добраться на автомобиле. Все они предполагают наличие мест для купания, и мест, где можно пообедать/поужинать.

Итак, маршрут №1: В Цетине
Seljanovo, Budva, Cetinje, Seljanovo.

Из Селяново оправляемся на юг в Будву. Дорога особо ничем не примечательна, но у самого подъезда в Будву вы поднимаетесь в гору и любуетесь красивыми видами на море. Здесь же есть большой, но лично нами не посещенный большой пляж и кемпинг Jaz beach.

В Будве особо не залипаем, но уже хочется искупаться. На городском пляже просто яблоку упасть негде, поэтому решаем поехать за 3 евро на катерке до острова Sveti Nikola, который почему-то здесь все именуют Hawaii. Остров весь каменистый, а для пляжа привезли крупную гальку, по которой очень непросто ходить. Лежак стоит 10 евро, но море здесь красивое, и есть скалы, с которых так приятно нырять в воду. Скалы эти помимо этого испещрены гротами, и я подозреваю что можно здесь заняться снорклингом или даже дайвингом, ибо есть что посмотреть. Мы же особо задерживаться не стали, и вернулись обратно в Будву (дождавшись для этого нашего катера, чтобы не платить лишние 3 евро), откуда двинулись на север в горы.
Маршрут наш лежал в Цетине (Cetinje) – культурный центр Черногории. Приехали мы туда где-то около 15.00, и обнаружили что в это время никто особо не работает – улицы были пусты, рестораны закрыты, таксисты лениво устроились на стоянке в ожидании работы. По музеям нам ходить особенно не хотелось, прогулявшись по сонному городу мы решили просто забрать на обзорную точку, посмотреть на город сверху и двинуться дальше.

Дорога из Цетине привела нас в национальный парк Ловчен (Lovcen), но рассудив, что время движется к закату, мы решили, что вернемся в другой раз, поскольку развлечения типа поездок на atv и пешеходные прогулки лучше всего при дневном свете, а не при луне. Мы поехали назад в Селяново. По пути нам попалась сельскохозяйственная деревня, где продают сыр, пршут, домашнее вино, вишняк и все тому подобное. Приятно, что дают продегустировать, так что можно купить понятный продукт себе или в подарок, что в общем-то мы сделали, и не пожалели. Дорога с горы просто невероятно страшная и красивая, каждый поворот пронумерован — всего их 22.

Куча вьюпоинтов, где можно остановиться и полюбоваться великолепными горами и Которским заливом у их подножья, причем один вид даже краше другого. Под конец дня у нас просто был «передоз» роскошными видами и пейзажами.

Маршрут №2: По старым городам
Seljanovo, по паромной переправе Lepetane в Herceg Novi, Njivice, Perast, Kotor, Seljanovo

Из Селяново путь лежал по Jadranska magistrala на север, где очень удобно можно переправиться на пароме через Которский залив в городке Лепетане (Lepetane) за 4,5 евро. Оказавшись в городке Каменари (Kamenari) по другую сторону залива едем по побережью в Херцег-Нови. Побережье конечно красивое, ничего не скажешь. В Херцег-Нови особенно не останавливаемся – посмотрели старый город из окошка и едем купаться в Нивице (Njivice), по дороги заскочив на вьюпоинт.

Купаться здесь приятно – на другом берегу раскинулся уже увиденный Херцег-Нови, но взгляд на него с моря конечно более интересный.
В Пераст (Perast) едем той же дорогой в принципе, но не пользуемся паромом, а едем по очень живописному побережью Которского залива.

В Перасте заглядываем в старый город – он не очень большой, сосредоточен вдоль моря, куча ресторанов и магазинов. Местные предлагают прокатиться на лодочке до двух островов, но мы предусмотрительно почитав отзывы о таких экскурсиях отказываемся.

Из Пераста едем в Котор, где конечно же тоже есть старый город – чуть более интересный и запутанный чем Пераст, но еще более туристический – магазины и рестораны буквально в каждом старом доме. Наверное, это хорошо, но как по мне — так дух старины бесследно потерян. К тому же вечерами старый город превращается в тусовочное место: на одной из крыш черногорские музыканты играют чьи-то каверы, откуда не возьмись возникают женщины в роскошных нарядах. Мы же решаем забраться на Крепость св. Ивана, к которой ведут больше 1500 ступеней. Челендж не из легких, но виды просто потрясающие.

Усталые и довольные, возвращаемся в Селяново.

Маршрут №3: К пресным озерам
Seljanovo, Budva, Sutomore, Bar, Sasko Jezero, Skadarsko Jezero, Seljanovo

Начало маршрута уже знакомое – проезжаем через Будву, но в этот раз продолжаем движение вдоль побережья. Виды прекрасные, но мы, уже несколько пресыщенные красотами моря, останавливаемся только чтобы посмотреть на Sveti Stefan – маленький и дорогой остров-отель.

Далее путь лежит через Сутоморе, где есть возможность покупаться, которой мы увы не пользуемся – впереди будут пресные озера — там и остановимся. Далее — Бар – портовый город с железной дорогой. После Бара дорога идет в горы, в сторону границы страны с Албанией. Почему я об этом упомянула? Потому что архитектура и окружение сильно меняются – по дороге то и дело встречаются мусульманские кладбища, а на горизонте периодически из общей массы маленьких домиков и садов мелькают минареты. Едем к пресному озеру Шас (Sas). Здесь же решаем отобедать – место вроде бы выглядит привлекательно и интересно (здание частично врублено в скалу), однако оно как оказалось переживает не лучшие времена: меню скудное, обслуживание вялое, и блюда умудрились перепутать. Разочарованные идем к озеру, которое тоже оказывается ничего особенного из себя не представляет.

Едем дальше на Скадарское озеро (Skadarsko Jezero). Перевалив хребет мы наконец-то видим прекрасное голубое озеро.

Спускаемся вниз к озеру. Дорога очень сложная: покрытие дрянное, склон не укреплен (что видно по мелким по пути разбросанным камням), то и дело кто-то едет на встречу и нужно разъезжаться. Спускаемся к озеру. 2 евро с нас берут за стоянку, но честно говоря оно того не стоит. Озеро как озеро. Вода такой же температуры что и воздух, переодеться для купания негде и в местном ресторане не пускают переодеть вещи в туалет даже если мы у них что-нибудь купим. Но может быть на других пляжах озера все совсем не так, хотя я вообще не уверена в наличии таковых, ибо местами озеро сильно затянуто ряской и даже судя по карте подъездов и спусков к нему не очень много. Разочарованные от купания и озера возвращаемся в Селяново.

Общее впечатление
Безусловные достоинства страны – чудесное море и великолепная природа, не поддающаяся никакому описанию. Но будучи туристом опытным (и потому взыскательным), мне этого уже показалось недостаточно. Поэтому как мне кажется, в качестве небольшого путешествия (например, в рамках поездки по странам Адриатического побережья) будет вполне интересно. Ну и конечно мой совет – избегайте высокого сезона, хотя он, пожалуй, относится в целом к любой такого рода поездке.

Как устроить автопутешествие по Черногории и почему это крутая идея

Если вы едете в Черногорию на неделю-две, то наверняка заходите не только нежиться на пляже, но и посмотреть страну. Самое правильное решение — взять напрокат автомобиль и проехать по серпантинам, мимо каньонов, лесов, бухт и уютных городков. Мы выбрали живописный маршрут от побережья в горы и рассказали, что надо знать, чтобы арендовать авто.

Один из самых удачных сезонов для поездок на авто, пожалуй, осень. В конце сентября-октябре пейзажи Черногории раскрашены в зелено-красно-желто-оранжевые цвета, уже не так жарко для долгих прогулок, а аренда машины дешевеет чуть ли не в два-три раза.

Где арендовать машину

Я пользовалась двумя сервисами: Rentacarfor.me и Rentalcars.com . Первый порадовал ценой, взяла автомобиль за 10 евро в сутки, и оформила все буквально накануне. Правда, машина была не очень чистой, плюс из-за ошибки в заказе вместо автомата мне пригнали механику. Машину быстро поменяли, но все равно пришлось подождать. В целом, отзывы в интернете хорошие, а сотрудники отзывчивые и доброжелательные, так что остались положительные впечатления.

Второй сервис — RentalCars — агрегатор, где можно найти разные компании по прокату. Здесь авто обошлось мне в 30 евро за сутки. Документы оформили быстро, машина была в хорошем состоянии, в дороге показала себя молодцом.

Также вы можете арендовать машину через «Островок». Просто напишите на cars@ostrovok.ru , расскажите о деталях поездки и укажите пожелания к машине. Специалисты свяжутся с вами и подберут автомобиль.

Что надо знать, когда берёшь авто

1. Дороги бесплатные.

Единственное место, где взимается плата, — проезд через туннель Созине к городу Бар. Но и его можно объехать по бесплатному участку.

2. Найти и оплатить парковку достаточно просто.

Есть как платные, так и бесплатные паркинги. Цены на платные парковки везде разные, узнавать нужно на месте. Иногда можно припарковаться на целый день за один евро, а иногда только час стоит два.

3. Не паркуйтесь близко к другим машинам.

Отношение к автомобилям у местного населения очень потребительское: пылинки не сдувают и особо не берегут. Ваше авто могут поцарапать, просто открыв в него дверь собственной машины на парковке. Если боитесь таких ситуаций, лучше возьмите у прокатчика полную страховку.

4. Уточните, есть ли у арендованной машины green card.

Это международная страховка, которая позволяет выезжать за пределы страны. Расстояния в Черногории маленькие, за день вполне реально доехать до соседней Сербии, Албании или Боснии. Но если green card у машины нет, покидать Черногорию вы не можете.

5. Скачайте GoogleMaps и Maps.me.

Чтобы уверенно передвигаться по стране, пользуйтесь сразу двумя картами. Первая иногда путает маршруты, но на ней можно найти практически любые места. Maps.me достаточно точно рассчитывает маршруты, но иногда, особенно в глубинке, прокладывает путь по пунктирным дорогам. В гористой местности ездить по такими дорогам трудно, так что лучше езжайте по основной трассе.

6. Будьте осторожны на серпантинах.

Серпантинов и узкий горных дорог в Черногории много, особенно в Дурмиторе, и часто двум машинам разъехаться непросто. Местные жители ездят довольно быстро даже в опасных местах, лихачат на поворотах и вообще весьма бесстрашны. Но не берите с них пример: ведите машину медленно и осторожно с учетом непредвиденных встречных водителей.

Маршрут на полный день Будва – Дурмитор

Расскажу вам об одном из любимых маршрутов. Он прекрасен своей атмосферой, местами, где по-настоящему отдыхаешь душой, наслаждаешься тишиной, природой и забываешь про давящую цивилизацию.

А — Будва, B — монастырь Морача, C — парк Биоградская гора, D — мост Джурджевича, E — Чёрное озеро в Дурмиторе

Для удобства будем считать отправной точкой Будву — один из самых известных туристических городов. Выехать из Будвы советую в семь-восемь утра, чтобы легко промчать по полупустым дорогам, хотя в не сезон пробок и так не будет. Общий маршрут с остановками, прогулками, перекусами, фотографиями и обратной дорогой займет 15-20 часов. Переезды небольшие и в тот же день получится вернуться обратно. Но можно предусмотреть ночевку в Колашине или Жабляке и разбить маршрут на два дня.

Будва – Монастырь Морача

Дорога с побережья до монастыря займет 1,5-2 часа. Путь пролегает через горы, а после Подгорицы — через каньоны рек, где захочется останавливаться каждые 500 метров и рассматривать все вокруг.

Монастырь Морача был основан в 1252 году, и современники считают его важным памятником Средневековья на Балканском полуострове. Монастырь находится в каньоне реки Тары, со всех сторон окружён горами и утопает в сочной зелени. Для меня это своеобразное место силы: здесь царят спокойствие и тишина, которые наполняют энергией и полностью перезаряжают.

Погуляйте по территории, загляните в сад с розовыми кустами, попейте воды в небольшом источнике. Считается, что вода целебная, так что местные и туристы набирают её в бутылки и увозят с собой. Также тут есть маленькая пасека и продаётся монастырский мёд. При желании вы можете пообщаться со священником и поставить свечки, а после прогулки выпить прохладительных напитков в небольшом деревянном кафе.

Монастырь Морача – парк «Биоградская гора»

Все по той же живописной дороге, через город Колашин, вы поедете в национальный парк «Биоградска гора». Если вы уже проголодались, то заезжайте в Колашин и перекусите в ресторане «Савардак» — небольшое уютное заведение в виде юрты. Здесь готовят национальную еду и традиционный северный качамак — сытное блюдо на основе картофеля и кукурузной крупы. После такой «заправки» можно смело отправлять дальше и исследовать национальные парки и озера.

Гордость парка — Биоградское озеро, расположенное в природной межгорной котловине над уровнем моря. Это озеро считается крупнейшим среди других шести озер парка. Часа хватит, чтобы исследовать место, полюбоваться природой и даже покататься на маленькой лодке.

Парк «Биоградская гора» – мост Джурджевича

Дорога от Биоградского озера до моста займет около часа. Это одно из известных туристических мест, но очарования от этого меньше не становится. Мост Джурджевича парит над рекой Тарой на высоте 172 метра. Пожалуй, это лучшая смотровая площадка на каньон и лазурную горную реку. Когда стоишь посередине моста на пешеходной зоне и смотришь вокруг, дух захватывает напрочь: под тобой пропасть, а вокруг необъятные просторы и уходящий вдаль леса.

Любители экстрима могут прокатиться на зиплайне — пролететь над каньоном Тары на стальном канате от одного берега реки до другого. Впечатлений хватит надолго! Если предпочитаете спокойно созерцать прекрасное, расположитесь в кафе с видом на мост и подкрепитесь десертом.

Мост Джурджевича – Чёрное озеро в Дурмиторе

Следующий пункт — Crno Jezero, или Чёрное озеро. Я слышала легенду, что озеро называют чёрным не из-за каких-то мрачных историй, а благодаря природным особенностям местности. Озеро окружено горами, над ним часто нависают облака и кажется, что вода почти черного цвета — отсюда и название.

Чтобы пройти к озеру, нужно будет купить билет в парк «Дурмитор», стоит около 4 евро. В этих местах уже чувствуется север — температура ниже, чем на юге, а вокруг преимущественно хвойные леса. Обязательно возьмите теплую кофту или даже куртку, чтобы гулять было комфортно. По дороге к озеру можно купить лесные ягоды. Поскольку Дурмитор один из самых экологически чистых районов Европы, за качество лесных вкусняшек можете быть спокойны.

Когда вы пройдете пешую тропу и доберетесь до берега, поймете, почему я советую здесь побывать. Цвет воды поражает, вокруг густые ели и высоченные горы. Пляжей тут нет и не зря: если вы не «морж», то купаться холодно даже летом. Температура воды на четыре-шесть градусов ниже температуры воздуха. Оценивайте свои силы. Я бы рекомендовала плавать в море, в тёплой воде, а сюда приезжать ради природы. Хотя некоторые туристы делают быстрые заплывы для галочки.

Можете взять лодку и покататься по озеру или же устроить ягодный пикник на берегу, поедая землянику и чернику, купленные по дороге. Редкой красоты природа делает Чёрное озеро идеальным местом для фотосессий, тут есть где разгуляться. Кроме того, вокруг всего озера проходит пешая дорожка, пройти её можно за 2-3 часа.

Чёрное озеро — конечная точка нашего маршрута. Теперь можно возвращаться в Будву, обратная дорога без остановок займет примерно 3,5 часа.

Где остановиться

Если хотите разбить маршрут на два дня, рекомендую остановиться в Колашине или Жабляке. Колашин вы как раз будет проезжать после монастыря Морачи. Тут много прекрасных отелей с бассейнами, спа и хорошей кухней. Например, Bianсa Resort & Spa — уютный отель с деревянной отделкой, расположен прямо по пути, так что не придётся петлять и уходить с маршрута.

Более бюджетный, но такой же комфортный вариант для ночёвки, — отель Lipka . Он находится рядом с горнолыжным комплексом, так что если дорога вас не очень утомила, отправляйтесь в Ski Сentar Kolasin. Здесь работает подъёмник, который вознесёт вас на высоту 1450 метров — оттуда открывается роскошный вид на горные массивы и леса с вековыми пихтами.

Второй вариант для остановки на ночь — Жабляк. Это маленький городок с населением 4200 человек, он будет уже в самом конце маршрута. Так что после прогулки к Чёрному озеру вполне можно заселиться в отель и отдохнуть в спа или сходить в ресторан. Из интересных фактов: будете спать на высоте 1456 м, в самом высокогорном поселении на Балканах, и дышать дурмиторским воздухом. Могу порекомендовать очаровательный Polar Star Hotel — тут есть бани, спа и собственный ресторан. Другой вариант — коттеджный комплекс Boskovica Brvnare , который находится прямо на территории национального парка Дурмитор.

Путешествие по Черногории на машине

Продолжаю свой рассказ о нашем отдыхе в Будве (начало – здесь).

Для поездки на север Черногории мы решили арендовать машину. Нам хотелось посмотреть знаменитые каньоны Черногории, но только не с экскурсией, а в своем режиме.

Аренда машины в Черногории

Самый популярный онлайн-сервис бронирования автомобиля в Черногории – Myrentacar. Фирма основана нашим соотечественником и работает напрямую с местными прокатными конторами, что позволяет предлагать низкие цены на аренду и депозиты. При заказе авто оплачивается 20% от стоимости заказа, остальная сумма – когда берете машину. Все формальности сведены до минимума.

Никаких кредитных карт от нас не требовали, депозит на карте не блокировали, мы просто оставили залог 100 евро, когда брали машину. А когда бронировали в других фирмах, бывало, ждали «разморозки» депозита больше двух недель уже после сдачи авто.

Мы получили ровно ту машину, что и заказывали на сайте (а не такого же класса, как это зачастую встречается у других прокатных контор). При заказе машины на сайте показывается конечная сумма, без скрытых сборов и налогов. Ровно эту сумму мы и заплатили.

В некоторых отзывах рекомендовали для поездок по Черногории брать кабриолет, потому де, что эта страна как нельзя лучше подходит для поездок с ветерком на открытой машине. И не только из-за климата, но и из-за цен. Мы приценились – действительно, доступно. И в итоге взяли кабриолет BMW 320, 2006 года выпуска. Стоимость аренды за день составляла 54 евро.

В назначенный день в 9 утра мы встретились с сотрудником прокатной конторы (русским), он отвез нас на парковку, рядом с которой располагался их офис. Там мы оформили документы, сфотографировали царапины на машине, потренировались открывать/ закрывать крышу кабриолета.

Сотрудник спросил, есть ли у нас в Будве парковка. Если нет, то можно было ставить машину на их парковке. Мы ответили, что ночуем в горах в Жабляке и приедем завтра вечером. Прокатная контора работала до 8 часов вечера. Сотрудник сказал, что если мы не вернемся до этого срока, то можем оставить машину на парковке, а утром принести ключи и забрать залог в 100 евро.

Кабриолет BMW 320, плюсы и минусы

Не скажу, что осталась в восторге от путешествия на кабриолете. Мне кажется, было больше неудобств, чем достоинств. На большой скорости сильно сквозило. Возможно, летом обдувание ветерком – это здорово, но в конце сентября в кабриолете было не слишком комфортно. А чтобы закрыть крышу машины, приходилось останавливаться.

Еще одно неудобство: кабриолет заметно ниже обычной машины, так как предполагает езду на большой скорости. А я люблю сидеть высоко, чтобы было больше видно (идеально – из окна высокого автобуса).

Но вот в чем оказалось преимущество кабриолета: когда мы ехали по тесному ущелью с нависающими скалами, у меня был отличный обзор верхней части скал и возможность фотографировать окружающие нас со всех сторон красоты. Для поездки по панорамным дорогам кабриолет оказался превосходен. Так что в сухом остатке я как пассажир получила повышенную порцию удовольствия от созерцания горных пейзажей.

В любом случае, это был полезный опыт. И, действительно, проехаться по Черногории на кабриолете вышло недорого и оставило в памяти много прекрасных картин. Хоть раз в жизни надо попробовать. Но лучше – летом. Думаю, летом в Черногории кабриолеты нарасхват.

Наш маршрут по Черногории на машине

Нитка маршрута: Будва — Цетине — Никшич — Плужине — Трса — Жабляк — мост Джурджевича — Колашин — Вирпазар — Будва

От Будвы мы поднялись в горы и сделали часовую остановку в Цетинье, первой столице Черногории. Чудесный городок, застывший в 19 веке, производит впечатление декораций. И само место очень красивое, неспроста там сформировался столичный город.

Вид на Цетинье с Орлиной горы

На улицах Цетинье

Зашли в Цетинский монастырь, где хранится десница Иоанна Крестителя, поднялись на холм (Орлиную гору) рядом с монастырем.

Потом поехали на север. Горы сменились широкой равниной, в центре которой лежит современная столица Черногории – Подгорица. Объехали Подгорицу с запада.

Перед городом Никшич (примерно за 20 км до него) был поворот направо на самый знаменитый монастырь Черногории – Острог, но мы по времени не укладывались и поэтому проехали мимо. К тому же, к монастырю ведет очень крутой серпантин, говорят, не всякая машина его одолеет.

Миновали Никшич, большой индустриальный город. Туристам он знаком в первую очередь тем, что там варят пиво Niksicko, самое популярное пиво в Черногории.

Около Никшича нас остановил полицейский, проверил права. Муж показал наши (российские) права, ими полицейский и удовольствовался, международные права не спрашивал.

Кстати, в Черногории, так же, как у нас, встречные водители мигают, предупреждая о дорожной полиции.

От деревни Jasenovo Polje дорога раздваивается. Правая, по Р5 – более короткая. По ней до Жабляка всего 59 км. А левая, по Е762 и Р14 — через Плужине, Пивское водохранилище и перевал Седло — красивая. По ней до Жабляка 90 км.

Мы поехали по второй. Действительно, от Плужине до Жабляка (точней, до выезда на трассу Р5) красота стояла неимоверная.

В Жабляке заночевали.

Первую половину следующего дня провели в национальном парке Дурмитор.

Оставив машину на стоянке в Иван-По, сходили к Черному озеру и обошли его по кругу.

Потом подъехали к парковке под горой Чуревац и по тропе дошли до вершины.

Оттуда открывается роскошный вид на каньон реки Тара.

Обед у нас был в кафе рядом с мостом Джурджевича.

Прогулялись по мосту, полюбовались Тарой с этого ракурса.

Потом долго ехали вдоль Тары по живописному тесному ущелью с высокими скальными стенами.

Завернули в город Колашин. Жабляк и Колашин – главные горные и горнолыжные курорты страны. Колашин чисто внешне понравился больше, он просторней и оживленней.

Главная площадь Колашина покрыта своеобразным паркетом

Дальше дорога шла по ущелью реки Морача, узкому, с высокими скальными стенами.

Останавливались на смотровых.

Подгорицу на этот раз мы объехали с восточной стороны.

Уже в сумерках краешком зацепили Скадарское озеро – в городе Вирпазар.

По платному туннелю выехали на побережье в районе Петроваца и далее уже двигались по трассе вдоль берега.

На парковку в Будву прибыли около 8 вечера. Сотрудник прокатной конторы нас дождался. Процесс сдачи прошел быстро. На сайте было написано, что если мы сдаем машину не в рабочее время (раньше 8 утра или позже 8 вечера), то будет доплата. Никаких доплат с нас не взяли, хотя сдавали авто уже после 8 вечера. Сорудник отдал нам залог, мы поделились своими впечатлениями, простились и пошли домой. Общение было очень приятным, процесс получения и сдачи машины — быстрым и легким.

Впечатления от поездки

Наше путешествие по Черногории было коротким, но насыщенным. Было бы больше времени, можно было бы еще на ночь или две задержаться в Жабляке, подняться на Боботов Кук, высшую точку Дурмитора – 2522 м, сходить на Савин Кук или подняться туда на кресельном подъемнике. Еще ночь взять в Колашине, там сходить на Биоградское озеро. Можно было бы и в монастрыь Острог подняться, и на Скадарском озере остановиться и взять прогулку на кораблике по озеру. Впрочем, до них и от Будвы недалеко, можно съездить одним днем или взять экскурсию в Будве.

Самое большое впечатление произвела дорога от Пивского водохранилища до Жабляка через перевал Седло. Просто запредельная какая-то красота! Также очень понравилась дорога вдоль каньона Тары от моста Джурджевича и дорога по узкому ущелью вдоль реки Морачи.

На север Черногории есть однодневные экскурсии («Каньоны» и «Гранд каньоны»), они проходят примерно по нашему маршруту и пользуются большой популярностью. Но одним днем получается скомкано. Если есть возможность, лучше взять машину. Если нет, выбирайте экскурсию, которая проходит через перевал Седло и Пивское водохранилище.

Индивидуальные экскурсии с посещением парка Дурмитор

По поводу дороги в горах. Когда мы изучали маршрут и читали отзывы, то мнения о сложности дороги расходились. Кто-то писал, что дорога неприятная, с множеством крутых серпантинов и темных туннелей. Кто-то наоборот успокаивал, что ничего страшного там нет. Нам дорога не показалась страшной. Был крутой подъем от Пивского водохранилища на перевал с серпантинами, но ничего такого уж экстремального. Там часто встречаются карманы для разъезда с встречными машинами, и мы довольно быстро преодолели этот подъем.

Туннели — да, неосвещенные, но короткие.

Дороги в целом хорошие. Лишь раз встретился небольшой, около 7 км, участок грунтовки (когда мы подъезжали к пику Чуревац), и то потому, что основная дорога ремонтировалась.

Так что очень рекомендую проехаться по стране на машине, тем более, что процесс аренды машины в Черногории максимально упрощен.

Нам понравилось бронировать машину через Myrentacar. Понравилось общение с представителем прокатной конторы.

Агрегатор Myrentacar работает пока только в нескольких странах (Черногория, Чехия, Россия, Болгария, Грузия, Кипр). Если соберемся в эти страны, знаем, где арендовать машину в следующий раз.

Следующий рассказ посвящен подробному описанию дороги в Жабляк через Плужине и перевал Седло.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

— съём жилья у хозяев — Airbnb или Суточно

— подбор готовых туров — Travelata
Скидка на 300 руб. на туры от 20 000 руб. — по промокоду AF300putevye
Скидка на 500 руб. на туры от 40 000 руб. — по промокоду AF500putevye

— оформление туристической страховки — Cherehapa

— заказ такси/трансфера — KiwiTaxi или intui.travel

— заказ экскурсий на русском языке — Tripster
— экскурсии на английском — GetYourGuide

— универсальная сим-карта, одна для всех стран — Drimsim

— ж/д и автобусные билеты в Европе — Omio.com и Rail Europe

— прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов — BikesBooking

— в поездках пользуюсь картой Tinkoff Black

Читать еще:  Где выращивают бобовые культуры в россии
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector