0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занятие в подготовительной что в поле растет

Конспект занятия по НОД в подготовительной группе «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

«Вот веселый огород, что здесь только не растет»

Программные задачи:

Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека;

учить отвечать полным предложением; развивать самостоятельность и активность.

Словарная работа: активизация: огород, овощи, фрукты, ягоды, огородник; обогащение: чучело, теплица, парник, земелюшка,

Материалы и оборудование: магнитная доска, картинки и муляжи овощей, кроссворд, костюм чучела, картинки парников

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.

— Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды? (Выслушать ответы детей) Послушайте — В далекие – далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две тысячи лет назад “дедки посадили первые репки”, первые щи были сварены четыре тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты.

Дети, какие вы знаете, овощи (участники встречи перечисляют название овощей, педагог выкладывает на разнос названные овощи). Затем обращает внимание на “лепестки”, которые расположены на фланелеграфе, переворачивает их и дети называют овощи

Мы с вами отправимся к этим овощам в гости, чтобы познать некоторые секреты их роста, использования человеком в пищу и, конечно же, узнаем о лечебных и питательных качествах этих овощных культур. А сопровождать нас будет, как вы думаете, кто? (предположения ребят) Что бы долго не думать, не гадать, давайте решим кроссворд:

1. Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидор и огурцов.

2. Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,

День и ночь они висят, опуститься не хотят.

Ну-ка, берегись, микроб! Поднял голову ……

3. Кто выращивает богатый урожай в полях и огородах?

4. Показался желтый бок, только я не колобок.

Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко, позови меня….Я ……..

5. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках,

Кто трогает, тот и ревет.

6. Покуда зелен – всем хорош, состарился – не ставят в грош.

— Отгаданы все загадки. Давайте в первом вертикальном столбике прочитаем слово. “ Ч у ч е л о ”. Ой, ребята, слово какое-то новое, незнакомое! Что оно обозначает? У кого на огороде есть огородное чучело?

Слышится шум, звон железных банок, стеклянной посуды. В зал входит Чучело.

Чучело: Ох, и устал же я ждать, пока вы решите кроссворд. Хотелось, чтобы вы догадались, кто вас поведет в мир приключений по Огородной стране. Я хочу вам рассказать о себе. Когда – то, давным-давно крестьяне ломали голову над тем, как спасти от прожорливых птиц полученный с большим трудом урожай. Тогда и придумали делать чучела. Они набивали старую одежду соломой, прикрепляли устрашающую фигуру к шесту и устанавливали чучело на полях и огородах. Но вскоре люди поняли всю тщетность своих усилий. В действительности чучело отпугивало птиц всего несколько часов. Затем сообразительные пернатые быстро привыкли к странному истукану на середине поля и вальяжно отдыхали на нем между пышными трапезами.

Физминутка:

Грабли в руки взяли, грядки причесали,

Мы водой прохладной грядки поливали!

Раз-два, раз-два! Грядки поливали.

Семена редиса в землю мы сажали

Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!

Воспитатель: Чучело, а я знаю, как тебя еще можно называть – Огородный стражник. Ведь ты помогаешь нам спасать огороды от напрошенных гостей. Ты все лето: в жаркую погоду, в дождливый день и в звездную ночь стоишь на огороде, прислушиваешься к шуршанию листьев, ботвы, участвуешь в овощных беседах.

Чучело: Больше всего ценит человек овощи, так как они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл витамины русский доктор Н.И. Луни, а польский ученый Казимир Фунт, предложил назвать их “витаминами” – от латинского слова “вита”, что означает “жизнь”.

Чучело: Кто из вас, ребята, любит трудиться на огороде? Какую работу вы выполняете на огороде, чтобы вырастить хороший урожай.

Воспитатель: Мы с вами живем на севере, где длительная холодная зима и короткое, не всегда теплое, лето. Что у вас на огородах построено для быстрого роста и созревания овощей? (теплицы, парники)

На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт.

Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.

Чтоб не случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.

Воспитатель: Дети, что нам предоставляет природа для созревания овощей?

Воспитатель: Как ласково можно сказать про каждого этого помощника? (почва – земелюшка; вода – водичка; солнце – солнышко; воздух — ветер – ветерок; насекомые — труженики).

Почва – плодородная, мягкая, питающая

Вода – дождевая, речная

Солнце — теплое, жаркое

Воздух – свежий, теплый

Воспитатель: Кто из вас, ребята, знает пословицы и поговорки об овощах.

Чучело: народ на Руси придумал не только пословицы и поговорки, сочинил загадки, но и создал много народных песен об овощах. Давайте одну из них вспомним:

Капустка в бочонке,

Огурчик в кадке,

— Морковка на грядке.

— У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке,

— Петрушка в лукошке,

Черника в корзинке,

— Рябина на нитке,

— Барбос у калитки!

Воспитатель: Спасибо тебе, Чучело, ты помог нам познакомиться ближе с огородом, расказал о парниках, теплицах, играл с нами.

Дети прощаются с чучелом и возвращаются в детский сад

Как без нашей помощи не родятся овощи.

Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.

Вот какой огород! Удивляется народ

Землю грело солнышко, прорастало зернышко

Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Ровно три горошины в землю были брошены,

А собрали пять мешков замечательных стручков.

Вот какой огород! Удивляется народ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения «Вот веселый огород,что здесь только не растет» для детей старшего дошкольного возраста. Развлечение проведено совместно с родителями.Мероприятие проведено с целью показать значим.

Проект направлен на формирование у детей экологических основ.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Вот веселый огород, что здесь только не растет!».

Данный проект реализуется в рамках тематической недели «Овощи».

Конспект прогулки в подготовительной группе «Знакомство с огородом».

Прививать детям интерес к познавательно — исследовательской деятельности. Учить ухаживать за растениями. Воспитывать любовь к природе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Что растёт на огороде?» (подготовительная к школе группа)

Татьяна Борисовна Гирфанова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Что растёт на огороде?» (подготовительная к школе группа)

Цель: — обобщить и систематизировать представления детей об овощах.

— закрепить и систематизировать представления детей об овощах, об их внешних и вкусовых качествах;

Читать еще:  Шток-роза выращивание из семян когда сажать

— закрепить умение находить сходство и различие по запаху, вкусу, цвету, на ощупь;

— закрепить представления о способах употребления овощей в пищу, об их полезных свойствах,, о значении овощей для жизни и здоровья людей;

— закрепить умение образовывать существительные в Родительном падеже;

— совершенствовать умение составлять натюрморты из овощей и изображать их;

— развивать зрительную память, сенсорное восприятие, умение составлять сравнительные характеристики.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»

Оборудование: картинки с изображением овощей, натуральные овощи, чудесный мешочек, дидактическая игра «Повар и овощи», акварельные краски, кисти, чистые листы.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

Что растёт на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка — просто клад.

Шесть овощей на грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовёшь их обязательно. Отвечай-ка по порядку:

Что растёт на нашей грядке?

Дети перечисляют овощи, воспитатель выставляет картинки.

Далее воспитатель предлагает назвать предметы на картинках одним словом и рассказать, где они растут огороде, в поле).

2. Игра «Загадки и отгадки»

Дети отгадывают загадки и выставляют картинки на доску, если этого овоща ещё нет.

Голова на ножке.

В голове — горошки (горох).

Прежде, чем его мы съели,

Мы наплакаться успели (лук).

Бела, рассыпчата, вкусна,

И на столе всегда она.

Ты посоли её немножко.

Ведь, правда, вкусная. (картошка)

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это? (репка)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — гладкая.

На вкус — как сахар, сладкая (морковь)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят (помидор)

Микробов он сбивает с ног,

Ну, а зовут его? (чеснок)

Нарядилась Алёна в сарафанчик зелёный,

Завила оборки густо. А зовут её? (капуста)

Все узнают молодца,что растёт на грядке:

Он побольше огурца, толстый он и гладкий.

Тоже держится за плеть —

Приходите посмотреть (кабачок)

3. Игра на внимание «Чего не стало?»

Дети закрывают глаза, с доски убирается какой-нибудь овощ, дети угадывают — какого овоща не стало.

4. Игра «Чудесный мешочек»

Дети на ощупь обследуют натуральные овощи и называют их.

5. Рассматривание овощей и составление сравнительных рассказов.

Например: «Помидор — круглый, красный, гладкий, сочный, мягкий, а огурец — овальный, шершавый, зелёный, твёрдый, хрустящий. (с опорой на схему)

Сравнение свёклы и моркови, тыквы и кабачка, баклажана и перца.

6. Динамическая пауза

В огород мы пойдём, урожай мы соберём.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы моркови натаскаем («Таскают»)

И картошки накопаем («Копают»).

Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный

(Показывают круг руками 3 раза по животу)

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке

(Идут по кругу, взявшись за руки).

7. Рассказ воспитателя.

Осенью в огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, лук, чеснок, свёклу выдёргивают. капусту срубают. Помидоры, перец, огурцы снимают. Картошку выкапывают. Овощи употребляют в пищу варёными, сырыми, жареными, тушёными, солёными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ, щи. овощи заготавливают на зиму. Их консервируют, маринуют. овощи полезны, в них много витаминов. Лук и чеснок полезны от простуды, они уничтожают микробы. Морковь полезна для глаз. Укроп используют как мочегонное средство. овощи нужны ещё для того, чтобы не болели желудки и животы, они помогают слаженно работать организму, помогают переваривать пищу.

8. Дидактическая игра «Повар и овощи»

Дети «готовят» гороховый суп, щи, винегрет (На наборное полотно помещаются кастрюля, блюдо, кувшин). Дети делятся на команды и подбирают соответствующие картинки.

9. Пальчиковая гимнастика.

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же нам без хруста, если я — капуста?

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём.

10. Составление из натуральных овощей натюрмортов и рисование овощей.

Презентация «Соберем урожай». Многофункциональная дидактическая игра Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах. Учить находить сходства и различия по вкусу, запаху, внешнему виду, учить правильно употреблять.

Проект «Витаминный марафон» Цель:Привлечь родителей совместно с детьми самостоятельно находить информацию для докладов. Задачи: — расширять представления об овощах;.

Беседа на тему «Поле» для детей подготовительной группы

Познавательная беседа про поле для детей 6-8 лет

Ребята! Сегодня мы поговорим еще об одном объекте, который можно встретить в сельской местности, за городом.

Не видно ни конца, ни края —

Так широко раскинулось оно.

На нем в колосьях созревает

Ржаное и пшеничное зерно. (Поле.)

♦ Что же такое поле?

Это безлесное равнинное пространство. Русские поля создавались нелегким крестьянским трудом. Ведь большая территория России была покрыта в древние времена густыми непроходимыми лесами. Чтобы засеять поле, нужно было сначала вырубить деревья, потом выкорчевать пни и выровнять землю.

Главная забота русского крестьянина всегда была о том, как вырастить достаточно зерна, чтобы было много хлеба. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот веселится».

Перед началом полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае.

В храмах служили молебен и обходили поля с иконами и зажженными свечами. А еще молились Святому Николаю-Чудотворцу, который почитался в народе покровителем землепашца.

Дай нам щедрый урожай,

Дай нам солнечных дней,

Ты для нас не жалей,

Чтобы выросла рожь,

Чтоб ячмень был хорош,

Чтоб пшеница налилась,

Чтоб гречиха поднялась.

От небесного гнева,

От жары, от града,

От ночного хлада!

Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне наблюдали за изменениями в окружающей природе. Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями песни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха — значит, пришла пора поле пахать.

«Первая борозда — праздник!» — говаривали люди в старину. К вспаханной борозде прикасались раскрытыми ладонями, примечали, если от нее исходит холод и влага, сеять рано, а если веет теплом, пора начинать сев. «Кто весной не сеет — тот осенью жалеет», — такую поговорку сложили в русской деревне. Говорили и так: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать». Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку.

Летом хлеба наливаются зрелостью, поспевают. Народ давно приметил: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливается, две недели подсыхает». У хлеборобов начинается горячая пора, которая издавна называется «страдой». Зерно надо вовремя и без потерь собрать с поля и убрать в специальные зернохранилища — элеваторы.

♦ А вы знаете, какие культуры разводят на полях?

Сеют пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, гречиху, кукурузу, рис. Раньше крестьяне все делали вручную, помогали им только умные животные — лошади, волы. В наше время на полях работает техника.

♦ Назовите машины, которые работают на полях.

Это тракторы, комбайны, косилки.

Васильки во ржи

Смотрят в небо васильки

Ходит рожь волнами.

Читать еще:  Морковь сорта для посадки в подмосковье

Баз конца и края.

Хлебом кормит нас земля —

♦ Ребята! Вы, конечно, помните русскую народную сказку «Колобок»? А задумывались ли вы о том, из какой муки испекла бабка деду румяный колобок?

Дам вам небольшую подсказку: в прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и потому калачами да булками баловались те, кто был побогаче и познатнее — князья да бояре.

Колобок из русской сказки был ржаным!

К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В старину искусные пекари выпекали ржаной хлеб, который назывался «боярским». Для его приготовления брали ржаную муку особого помола, сливочное масло, сквашенное молоко. В тесто добавляли сливки, сметану и пряности. Каравай получался необыкновенно вкусным и сдобным, но стоил он дорого, и потому крестьянину был не по карману. Из-за дороговизны такой хлеб и получил название «боярский».

Простой ржаной хлеб нередко называли «голодным».

Такой хлеб спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

Ржаной хлеб

Вот тебе ломоть ржаной!

Он душистый, он живой.

Вкусен он с лучком зеленым

И с огурчиком соленым.

Хлебушек ржаной питает,

Нас от голода спасает,

Силу, крепость придает,

Любит хлебушек народ.

♦ Как же выглядит колосок ржи?

У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после отцветания образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.

Рожь — довольно молодое культурное растение. Римский ученый I в. писал, что рожь возделывалась на севере, но хлеб из ржи плохого качества и может служить только для утоления голода. Возможно, Плиний просто не знал о полезных качествах ржаного хлеба.

Сначала рожь вообще считали сорняком. Когда пшеницу сеяли в северных районах, она в неблагоприятных условиях вымерзала, а всходы давали только зерна ржи, смешанные с зернами пшеницы.

Персы называли рожь словом «чоудар», что означает «растение, терзающее пшеницу». В первые годы на пшеничных полях было немного ржи, но постепенно она вытесняла пшеницу и вместо пшеничного поля появлялось поле ржаное.

Истинный знаток хлеба С.В. Максимов писал: «В теплой России — в Малороссии, неохотно едят ржаной хлеб, в средней и северной холодной России в ржаном хлебе есть спасение, пшеничный только по праздникам, в самой северной холодной России ржаной хлеб, как лакомство!»

♦ Скажите, какой хлеб предпочитают покупать в вашей семье: ржаной или пшеничный? Какой хлеб любите вы?

Как красиво золотится на солнце большое ржаное поле! В спелой ржи то тут, то там ярко синеют васильки.

Весной земледельцы начинают распахивать поля. Люди исстари говорили: «Кто пахать ленится, у того рожь не родится». С первыми светлыми майскими росами сеятели выходят в поле. «Землю согрело, не опаздывай с севом», а не то «пересохший пласт урожая не даст». Ржаная нива дает лучшие урожаи, если сеять рожь в дождливый теплый день да в хорошо удобренную землю. Недаром крестьяне примечали: «Сей в дождь, хороша будет рожь». И еще: «Сей рожь в пору да в золу». Ведь именно золой удобряли пашни в те времена.

С цветами да травами

И поднимется рожь

Уродится в поле

Рожь накормит вволю

В старину на Руси дети просили дождик полить пашню, чтобы ржаной колос налился и стал полным, тяжелым и золотым. Они говорили так:

Уж ты, туча с дождем!

Полей землю ковшом,

Полей ситом, решетом,

Полей целым ушатом,

Чтобы тучной стала рожь,

Полей наши пашни, дождь!

Рожь бывает яровой и озимой. Яровую рожь сеют весной, а урожай ее собирают к осени.

Озимую рожь сеют во второй половине августа. К осени она подрастает, начинает куститься, и ржаное поле становится изумрудно-зеленым. Озимая рожь зимует под пуховым снежным покрывалом. А весной, когда пригревает солнышко и звенят жаворонки над полями, рожь начинает бурно расти.

Земледельцы давно приметили, что озимая рожь дает лучше урожай зерна, и стараются сеять рожь под зиму.

Ответьте на вопросы

1. Что такое поле?

2. Какие культуры разводят на полях?

3. Из какой муки был испечен Колобок? Почему?

4. Почему на Руси испытывали особое уважение к ржаному хлебу?

5. Как выглядит рожь?

6. Какие народные приметы связаны с посевом ржи?

7. Почему в народе говорили: «Не кланяюсь богачу, если свою рожь молочу»?

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в мир растений»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Растения – благодатный объект для познания, для развития наблюдательности, мышления ребенка.
Он видит множество растений в любое время года, может их потрогать, понюхать, ощутить на вкус и т.д.

И это многообразие растений предстает перед ним не в статичном, а постоянно изменяющемся виде.
Данное занятие учит ценить и беречь красоту природы, стремиться вызвать у детей чувство благодарности, дает знания о деревьях и лекарственных растениях.

Тема: Путешествие в мир растений

Программное содержание:

  • прививать детям культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет. Напомнить детям о разнообразных дарах, которые дает лес человеку;
  • закреплять знания детей о деревьях, лекарственных растениях;
  • учить ценить и беречь красоту природы, используя художественное слово;
  • стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.

Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций, чтение книг, знакомство с «зеленой аптекой», рассматривание растений, гербария, экскурсия в лес, парк, водоем.

Ход занятия

Воспитатель: Жил-был Художник. Это был необыкновенный художник. Он мог разглядеть чудо в обыденности. Чудеса окружают нас повсюду: на улице, в лесу, у моря. И Художник отправился в необыкновенное путешествие – в мир растений. Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь, и попадете в лес. (Звучи мелодия).

Лес полон загадок и таинств. Что бы понять, как живет лес, почему все происходит так, а не иначе. Нужно хорошо знать растительный мир.

В лесу растут деревья. Я могу рассказать, откуда произошло слово «дерево». «Драть», «дерево», «здоровый» — это слова-родственники. Вас удивляет это? Эти слова связаны друг с другом древнейшим словом «деру».

Это слово было в древнегреческом, славянском языках и везде оно означало «лес», «дерево», «дуб», «смола» или «сила», «мощь», «выносливость».

Может быть, наш далекий предок, расчищая место для пашни, перенес значение этого слова на выкарчевываемые деревья.

Ну а «здоровый» просто-напросто означает «крепкий, как деревяшка». Вот, оказывается, как много интересного в простом слове «дерево». А какие бывают деревья? Давайте загадаем друг другу загадки.

(Дети загадывают и отгадывают загадки).

Стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза)

В белом сарафане
Встала на поляне
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза)

Воспитатель: Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Вот оно, чудо первое! Да и название свое дерево получило по цвету коры.

У древних славян слово «Бер», означало «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». От слова «Бер» получились слова «берза», «береза».

В коре березы есть особое вещество, которое окрашивает кору в белый цвет, ствол всегда прохладен, он отражает лучи солнца. Ученые назвали его бетулином (по-латыни «береза» — «бетула»).

Из березы делают мебель, лыжи, деготь. Из настоев почек – лекарство от простуды, натирания суставов. Получают березовый сок.

Читать еще:  Семена огурцов для теплицы самоопыляемые

(Дети читают стихи про березу).

Воспитатель: Какие еще загадки есть про деревья?

Богатырского сложенья
Он раскидист и высок.
Желуди на нем растут.
Как его зовут?
(Дуб)

Это дерево дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дереву страшно, простудиться?
Могучий, крепкий богатырь с желудями.
(Дуб)

Воспитатель: Древние славяне называли дуб величайшим чудом, красавцем, могучим, сильным «перуновым деревом» в честь бога грома и молнии. Самый главный был бог Перун.

Древесину дубов используют при строительстве судов и вагонов, делают дома. Из коры делают лекарства, чтобы закрепить кишечник, вылечить больной живот.

(Дети читают стихи).

Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель).

Зимой и летом одним цветом.
(Ель).

Воспитатель: Ель вечнозеленое растение, с ним связываются вечная жизнь и здоровье. Из ели делают бумагу, искусственный шелк, музыкальные инструменты и строят дома из дерева и делают лекарства.

Стройная и прекрасная, на ней ягода красная
(рябина)

Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы
(рябина)

Воспитатель: В ягодах рябины — уйму витаминов (для людей, птиц и животных).

Правильно, вы отгадали все загадки.

Где растут эти деревья? (В лесу).

А что еще можно встретить в лесу? (Ответы детей).

Правильно, настоящий лес – это деревья, травы, грибы, цветы, животные и птицы, а так же лекарственные растения. Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей).

Мать и мачеха.

Откуда у нас такое название? (из сказок)

Жила-была она семья счастливо, покуда не заболела мама, а потом и умерла. Отец женился на другой женщине. И сразу в доме затихли песни и радостные игры ребятишек. Стали люди замечать, что жизнь в семье будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведет рукой по волосам – словно репьев насажает.

Как пригрело солнышко, младшая дочка от тоски стала на косогор к речке бегать, слезы выплакивать.

Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек желтенький расцвел. В тот день навсегда исчезла мачеха, след простыл. А цветочек каждую весну появляется.

Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадает. На его месте летом листья вырастают, сверху холодные, а снизу теплые, мягкие.

Листья собирают в середине лета (июле), сушат в тени – лекарственное средство, без черешков.

Это растение, мать и мачеха, лечит кашель, сердце, насморк, заживляет раны.

А весной ранний мед самих цветков сладкий, самый целебный выручает всех пчел, шмелей после долгой зимы.

Одуванчик получил такое название за то, что его семена умеют летать: одуванчик, ветродуйка, пустодуйка.

Богатырскую силу принял одуванчик от человека. Когда-то давно в разоренной врагами земле случайно уцелел крестьянский мальчик. В пыли и грязи из живого нашел он только изломанный цветок одуванчика. Поправил он ему шляпку, и тот ожил. Поляна вскоре покрылась ковром желтых цветов.

Сошлись люди сюда из других мест и изгнали врага. С тех самых пор самая могучая из полевых трав – одуванчик – платит человеку за силу свою.

Одуванчик съедобен: из молодых листьев делают салат, из корней кофе, из цветков варенье, мед. Делают лекарство от зубной боли, от глазных болезней, от бессонницы. Соком выводят веснушки. Корни заготавливают ранней весной или поздней осенью, промывают, просушивают, досушивают в печке.

Отвар корней лечит больных желтухой.

(Стихи про одуванчик).

Полынь горькая

Бытует такая история о двух пастухах – соперниках.

Жили они в одной местности. От зари до зари пасли они своих коров. Вот однажды один пастух приметил, что у другого пастуха все коровы сытые, гладкие, а его коровы еле ноги таскают. Почему так? И увидел, что пастух держит стадо на полынном лугу, в то время полынь не была горькой. Но такая зависть проснулась у неудачника-пастуха, что в миг на поляне трава прогоркла навсегда и стала горькой.

Полынь – лекарственное растение.

Если путник уставший привяжет к ноге полынь, снимет усталость.

Цветки и листья, прибавив к еде, полезны желудку, изгоняют из человека яд и желчь.

На Руси соком полыни лечили раны и ушибы. Хозяйка, которая будет солить огурцы или капусту, должна пропарить бочку отваром полыни.

Полынь боятся насекомые, моль, блохи, клещи.

Полынь ядовита, обращаться с ней надо осторожно.

Собирают верхушки стебля и нижние листья травы во время цветения. Сушат и применяют только цветы и листья.

Черемуха

Жили когда-то на земле красавицы. Все люди любовались ею. Солнце кудри золотило, ветер ласкал. И желала она оставаться вечно молодой и неотразимой. Бог ее услышал и превратил чаровницу в дерево черемухи.

Каждую весну обряжается черемуха в белоснежный подвенечный убор, как невеста. От ее красоты звучат в душе весенние нотки, и кружиться голова от приятного запаха.

Черемухи становиться меньше , так как ее обламывают охапками и выбрасывают целыми букетами. Ее надо беречь.

Не желательно держать в комнате черемуховые ветки с цветами. Они вызывают головную боль, и можно задохнуться. Черемуха ядовита, с ней надо быть очень осторожным.

Из свежих цветков можно делать примочки для глаз. Плоды черемухи как чай можно кушать или пить, когда болит живот. Отвар коры от всяких насекомых: мух, вшей. (стихи детей).

Шиповник

В своих лепестках накапливается масло, это масло заживляет раны. Лепестки поворачиваются в течении дня за солнцем, куда солнце – туда цветок.

Есть в народе поверье о том, как мать поставила на ноги своего дитя будущего богатыря Илью Муромца, отпаивала его настоями из ягод шиповника.

В ягодах много витаминов. Цветет шиповник с мая до июля, плоды созревают в августе – сентябре, но на ветвях держатся до зимы. Плоды собирают, сушат на воздухе, затем в печах или в сушилках. Отвар шиповника помогает при ожогах, обморожениях, при усталости придают силу организму, укрепляют кости. Из плодов делают варенье, сок, желе. Из шиповника получают масло.

Лекарственные растения используют с древнейших времен. Жители Древней Руси широко использовали травы для лечения различных болезней. Лечением занимались ведуны и знахари. Ученые монахи так же собирали лекарственные растения и лечили им больных.

Позже в городах начали открывать особые «зеленые лавки», в которых продавали травы и приготовленные из них лекарства. Что бы найти лекарственные растения нужно многому учиться, много знать.

Растениями лечатся не только люди, но и животные.

В лесу обитают различные звери и птицы, растут разнообразные растения, но постепенно они исчезают. Лес надо беречь и охранять: не ломать деревья, не разводить костер, не пугать его обитателей. Если все это выполнять, тогда лес не скупясь, одарит людей.

Лес – щедрый друг человека. Что бы узнать лесные тайны, увидеть лесных птиц и зверей, нужно уметь беречь тишину, научиться бесшумно ходить по лесу. И вот в такой тишине Художник взял кисть и нарисовал деревья и кусты, траву, грибы, птиц и насекомых. Потом нарисовал лесных зверей.

Вот теперь это настоящий лес, он будет жить. А людям дан наказ: «Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти», «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector