0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зазор между звеном цепи и стенками шины

Всё, что необходимо знать о цепях и шинах на бензопилы

Как в принципе уже видно по самому наименованию — «бензиновые цепные пилы», исполнительным механизмом в данном случае является цепь, замкнутая в кольцо и помещенная вдоль по направляющей шине. Шина и цепь съемные, именно поэтому их называют «гарнитурой».

Цепь состоит из звеньев, которые можно между собой поделить на три основных типа: режущие, ведущие (хвостовики) и соединительные. Между собой звенья соединяются заклепками. Режущее звено — пожалуй, особенно трудная деталь пильной цепи, и состоит она из 2-х частей: ограничителя глубины пропила и режущего элемента Г-образной формы. Верхняя режущая грань звена традиционно шире самой цепи и шины, благодаря чему пропил получается довольно широким, чтобы цепь не зажимало в самом пропиле. Режущие зубья могут быть как правосторонними, так и левосторонними, а на цепи их укрепляют поочередно. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (то есть, верхняя режущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель глубины пропила), тем толще будет стружка. Цепи, у которых данный зазор мал, именуются низко профильными, у которых он крупный – высоко профильными. Низкопрофильные цепи менее результативны, но относительно безопасны. Они имеют малую склонность к обратному удару, когда пила отскакивает назад и может даже вырваться из рук. Следовательно, на бытовых пилах разрешено активное применение исключительно низкопрофильных цепей, а вот специалисты выбирают «матерые» высоко профильные.

Ведущие звенья, оснащенные хвостовиками, обеспечивают движение цепи, передавая вращение от мотора через ведущую звездочку, а также фиксируют оптимальное расположение цепи на пильной шине. При этом хвостовики передвигаются по особому пазу в направляющей шине. Второй функцией ведущего звена является равномерное распределение смазки от ведущей звездочки (куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Здесь следует подчеркнуть, что количество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи для пильной шины заданной длины, что облегчает верный выбор в соответствии с типовым размером. Соединительные звенья, полностью соответствуя своему наименованию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое.

На некоторых видах цепей звенья с режущими зубьями чередуются со звеньями с амортизаторами. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой о древесину, он на буквально долю секунды останавливается, будучи зажатым между деревом и направляющей шиной. Если часть режущих звеньев заменить на гладкие амортизирующие со скошенным передним краем, то вибрация существенно снизится. Данные цепи конечно же менее продуктивны, но более безопасны, а также не склонны к эффекту «обратного удара».

Помимо формы звеньев цепи также различаются по шагу (то есть длине звена) и толщине хвостовика. Шаг цепи — это расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющий параметр, и в зависимости от его значения все реализуемые на международном рынке цепи подразделяются на пять групп с шагом 1 /4«, 0,325», 3 /8«, 0,404» и 3 /4«. Шаг 1 /4» (6,35 мм) присущ можно сказать крохотным цепочкам, устанавливаемым на одноручные пилы, обладаюшие сравнительно малой мощностью. Цепи с шагами 0,325″ (8,25 мм) и 3 /8«» (9,3 мм) — особенно распространенные варианты. Более 80% изготавливаемых по всему миру пил комплектуются именно ими. Шаги 0,404″ (10,26 мм) и 3 /4» (19,05 мм) ярко выделяют цепи с более крупными звеньями и повышенной эффективностью.

Чем будет больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья и тем, соответственно выше ее продуктивность. Однако, с другой стороны, тем шире пропил, и для преодоления сопротивления резанию требуется более сильная пила. Цепи с маленьким шагом имею также и свои достоинства — большее число зубьев на единицу длины, плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у них получается намного аккуратнее и чище.

Толщина ведущего звена (хвостовика) — это второй по важности параметр. В процессе выполнения работ цепь скользит в пазу шины, и это скольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишнего «болтания». Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза просто обязаны строго соответствовать друг другу, намного повышая надежность посадки цепи, а также максимально исключая вероятность ее «соскока». Существуют пять стандартных размеров: 1,1 мм (0,043″), 1,3 мм (0,050″), 1,5 мм (0,058″), 1,6 мм (0,063″) и 2,0 мм (0,080″). 1,1 мм — столь тонкие ведущие звенья характерны для самых крохотных цепей и пил соответствующего размера. 1,3 мм — вероятно, особенно актуальный размер, присущий бытовым и полупрофессиональным цепям. На втором месте по рейтингу популярности — 1,5 мм, величина характерна для более сильных и весьма продуктивных пил. 1,6 и 2,0 мм — такие толстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных моделей.

Шина предназначена для направления цепи. Вдоль всего торца имеется желоб, по которому проходят хвостовики ведущих звеньев — паз. В передней части шины традиционно располагается ведомая звездочка. В некоторых профессиональных моделях предусмотрена возможность ее замены. Для различных задач оптимальны самые разные шины: для валки и раскряжевки толстых деревьев — длинные (от 0,5 до 1,0 м), для обрезки сучьев — немного покороче (от 25 до 35 см). Впрочем, сменная гарнитура — это для специалистов, в «быту» сгодится «универсальная», длиной от 35 до 45 см. Значимую роль играет форма концевой части шины — у многих современных моделей она эллиптическая, что снижает вероятность обратного удара при встрече «зоны риска» (верхнего переднего сектора шины) с препятствием. На некоторых моделях бытового уровня имеется специальный кожух, закрывающий опасный сектор. Правда, толстое дерево такой пилой уже не спилишь.

Цепь и шина в процессе работы нуждаются в непрерывной смазке. Подача смазочного материала (моторное либо специализированное масло) должна быть постоянной, так как масло выдавливается из паза шины и практически моментально впитывается опилками. Чем быстрее вращается цепь, тем насыщеннее она должна смазываться. С другой стороны, когда мотор работает на «холостом ходу» и цепь неподвижна, смазка не требуется. Именно поэтому цепные пилы (как бензиновые, так и электрические) оснащают системой автоматической смазки. На некоторых пилах, традиционно профессионального или же так называемого фермерского класса, скорость его подачи поддается регулировке.

Для эффективной защиты оператора служит специальный тормоз цепи бензопилы: он должен среагировать и остановить пилу до того момента, когда шина долетит до человека. Время полной остановки цепи определяется двумя факторами — моментом включения и скоростью торможения. Существуют два метода включения: контактный и инерционный. Первый — когда при резвом «подскоке» пилы рука упирается в щиток, который в свою очередь соединен рычагом с тормозным механизмом. В инерционном тормозе рычаг смещается без контакта с рукой, по инерции (контактный метод в этом случае все равно присутствует — в качестве дублирующего). Ясно, что инерционный тормоз лучше — он быстрее и чувствительнее, способен работать даже при неправильном захвате. Однако, по своей конструкции он намного сложнее, и действительно надежный инерционный тормоз встречается не так уж часто. Причем порой заявленный как «инерционный» механизм на деле работает только как «контактный».

Натяжение цепи на бензопиле. Устройство, регулировка, отзывы

Как натянуть цепь на бензопиле

Практически в каждом современном домохозяйстве сегодня есть цепная электро или бензопила. Рано или поздно большинство владельцев пилы задумываются, как правильно ее обслуживать и эксплуатировать, чтобы инструмент был исправен и не потерял производительность работы.

Читать еще:  Что относится к злакам список

Большинство пользователей проявляет достаточную заботу, по отношению к двигателю, при этом забывая уделить внимание другим важным узлам бензопилы, от исправности которых в большой мере зависит ее производительность и долговечность. Должный уход за всеми узлами бензопилы сэкономит ваши средства и позволит продлить срок службы устройства.

Темой нашего сегодняшнего разговора станет пильный аппарат, который состоит из ведущей звездочки, шины и цепи. От исправности этих деталей производительность бензопилы зависит даже больше, чем от характеристик двигателя. Ведь ни для кого не секрет – пилит не мотор, а цепь, надетая на шину и приводимая в движение ведущей звездочкой. Давайте посмотрим, какие сюрпризы могут ожидать после нескольких недель или месяцев эксплуатации, как правильно выбирать и обслуживать узлы нашей цепной бензопилы.

Основные характеристики

Несмотря на свою небольшую стоимость, цепь играет важнейшую роль при эксплуатации бензопилы. От того насколько она правильно наточена и натянута во многом зависит не только ее производительность, но и сохранность других узлов.

Классифицируют цепи по следующим параметрам:

  • Шаг. Под этим термином принято подразумевать расстояние (измеряется в дюймах) между первой и третьей соединительными заклепками, разделенное пополам. Фактически все существующие пильные цепи подразделяются на пять групп: ¼», 0,325″, 3/8″, 0,404″ и ¾». При выборе следует учитывать: чем больший шаг – тем большая производительность, но при этом значительно возрастают нагрузки на движок;
  • Толщина хвостовика ведущего звена. Речь идет о глубине посадки на паз шины, по которому она движется в процессе пиления. Чем глубже посадка, тем меньшая вероятность, что цепь может слететь с шины.

Производители предлагают следующие модификации:

  • 1,1 мм — для миниатюрных инструментов;
  • 1,3 мм – оборудовано большинство бензо и электропил бытового класса;
  • 1,5 мм – полупрофессиональные модели;
  • 1,6 мм – применяется на бензопилах профессионального назначения;
  • 2,0 мм – промышленные цепные бензопилы;

Другие параметры цепи:

  • Профиль. Имеется в виду высота режущей кромки цепи над шиной. По этому показателю пильные цепи распределяются на два типа: низкопрофильные и высокопрофильные. Цепи с низким профилем более безопасны в использовании, тогда как высокий профиль обеспечивает высокую производительность работы. Кроме того, цепи распределяются по профилю режущих зубьев: полудолотообразные , долотообразные, закругленные и зубья с победитовой напайкой.
  • Глубина резки. Другими словами зазор между пильным зубом и ограничителем. В бензопилах бытового уровня правильно использовать цепи с зазором 0,025″ и 0,03″. Цепи с зазором до 0,07″ устанавливаются на профессиональных и промышленных моделях.
  • Количество звеньев. Выбирая цепь для бензопилы, ориентируйтесь на длину шины. Например, если у вас бытовая китайская пила с шиной на 14″, скорее всего, вам необходима цепь на 52 звена.

Важно! Правильный подбор цепи на бензопилу осуществляется в соответствии с параметрами, указанными в руководстве по эксплуатации.

Если вы не имеете такой возможности, советуем воспользоваться таблицами подбора на сайте производителя или здесь: Ваш браузер не поддерживает фреймы
Таблицы размеров пильных цепей и шин для бензопил по моделям

Причины неисправности цепи

Как и всякая деталь, пильная цепь требует внимания и правильного обслуживания. В первую очередь, эти слова относятся к периоду обкатки бензопилы и пильной гарнитуры. Впрочем, следить за их исправностью следует на протяжении всего эксплуатационного периода.

Основные причины неисправности цепи:

  • Плохое качество металла на бюджетных моделях;
  • Стиль работы оператора;
  • Неправильное натяжение;
  • Неисправность или чрезмерный износ ведущей звездочки;
  • Неисправности в системе автоматической смазки;
  • Погнутости, замусоренность или другие поломки пильной шины;
  • Использование некачественных материалов;
  • Несвоевременная заточка рабочих кромок;
  • Уровень эксплуатационных нагрузок на бензопилу;

Все это может приводить к довольно печальным обстоятельствам, и значительным тратам на покупку новых запчастей и ремонт бензопилы:

  • Ухудшение эксплуатационных возможностей и производительности труда;
  • Безопасность оператора при проведении распиловочных работ;
  • Преждевременный износ отдельных узлов и деталей и всей бензопилы;

Обслуживание и эксплуатация шины

Важной деталью в пильном аппарате бензопилы является шина. Именно от ее исправности, во многом, зависит производительность и качество работы устройства.

Преждевременный износ шины, чаще всего наступает из-за неправильной работы автоматической системы смазки. В пильной зоне возникает сильное трение, которое приводит к нагреванию и деформации металла. Как правило, первой выходит из строя ведомая звездочка. Также для предотвращения преждевременного износа важно почаще переворачивать шину – это способствует равномерному стиранию роликов ведомой звездочки.

Важно: используйте шину с параметрами, указанными производителем вашей цепной пилы. Это продлит срок службы, как самой пильной гарнитуры, так и всей бензо или электропилы.

Основные неисправности шины:

  • Деформация или повреждение тела шины;
  • Стирание зубьев или полная поломка ведомой звездочки;
  • Износ посадочного паза и хвостовика;
  • Критические повреждения каналов для подачи масла;
  • Поломка или полный износ натяжителя;

Укорочение цепи своими руками

Как и любая другая деталь, цепь бензопилы постепенно изнашивается, а постоянные нагрузки и работа в разных температурных режимах приводит к ее удлинению. В этом случае ее невозможно правильно натянуть, она периодически слетает с шины. Можно ли отремонтировать такую деталь в домашних условиях. Как показывает практика, для этого не нужны специальные устройства, навыки или высокая квалификация. Впрочем, следует позаботиться о наличии тисков, надфиля, молотка, плоскогубцев и пробоя.

Если у вас есть все эти инструменты, можете смело приступать к разборке:

  • Определяем насколько увеличилась длина цепи;
  • Фиксируем цепь в тисках;
  • Надфилем или напильником стачиваем выступающие головки заклепок, при этом стараемся не задеть боковых частей звеньев;
  • Демонтируем заклепки при помощи пробоя или выжимной струбцины;

Важно: при разъединении звеньев обязательно нужно посчитать направляющие выступы на внутренней стороне. Между ними и ведущей звездочкой должно быть соответствие.

  • Убираем нужное количество звеньев и соединяем концы цепи. Для этого используем старые заклепки;
  • Развальцовываем головки заклепок легкими ударами молотка;
  • Напильником или надфилем удаляем заусеницы и неровности;

Важно: расклепать и заклепать звенья можно достаточно быстро, однако следует помнить, что они после ремонта будут ослаблены и не смогут долго прослужить.

Правильная регулировка цепи

Качество работы бензопилы в большой мере зависит от правильной регулировки и натяжения цепи. Если цепь имеет нормальную длину, то этот процесс не отнимет много времени и усилий.

Важно: во время работы металл нагревается и расширяется, что приводит к удлинению цепи. Периодически проверяйте натяжение и корректируйте его.

Процесс подтяжки выглядит достаточно просто и выполняется на протяжении нескольких минут:

  • Ослабьте гайки на защитной крыше;
  • Регулировочным винтом правильное натяжение;

Важно: Правильно натянутая цепь легко перемещается по шине небольшим усилием руки, не издавая при этом посторонних звуков и не стопорясь. В то же время при правильном натяжении звенья не должны провисать.

  • Затяните гайки и проверьте натяжение, при необходимости – откорректируйте;

Видео обзор

Обзор укорачивания цепи

Обзор как правильно расклепать и склепать соединительные звенья

Отзывы владельцев

Сергей Абазов, 32 года, Липецкая область

«Работаю строителем, бензопилой пользуюсь постоянно. Приходится пилить не только дерево, но и газобетон, иногда в бетоне нужно продольный паз сделать (правда для этого надеваю твердосплавный диск). Цепи быстро затупляются и растягиваются – не стану же каждый раз за новой бегать. Поэтому купил ремкомплект (он копейки стоит) и при растяжке просто ее укорачиваю. Заострил и снова к работе. Быстро и недорого.»

Руслан Тимирбеков, 44 года, Татарстан

«За полгода использования бензопилы цепь растянулась и стала слетать. Задался вопросом – что лучше отнести в мастерскую (там и оборудование правильное есть) или сделать дома. А потом сделал сам – выбросил звено, ведущая звездочка уже притертая, шаг не поменялся. Работает вроде правильно все, только почему-то теперь чаще подтягивать надо.»

Андрей Казанцев, 27 лет, Волгоградская область

«Возникла проблемы с ведомой звездочкой – однажды она просто перестала крутиться. Присмотрелся – виновата шина, вернее отверстия полностью замусорены. Как следствие – выработка на посадочном пазу. Вот такие проблемы из-за того, что не досмотрел за тем, правильно ли работает система смазки. Теперь всю пильную гарнитуру на бензопиле менять. Влетел в копейку.»

Минимально допустимые расстояния между шинами

Столкнулся со следующей проблемой:
Не могу найти таблицу или метод расчета минимально допустимых расстояний между шинами, к примеру, при монтаже на изоляторы. Интересует точность вплоть до 0,5 мм.

Читать еще:  Ставрополец 130 характеристики

Подскажите, пожалуйста, где их можно посмотреть (ГОСТ или просто расчет, в ПУЭ не нашел).

ПУЭ
4.1.15. Открытые токоведущие части, как правило, должны иметь, изоляционное покрытие. Между неподвижно укрепленными токоведущими частями разной полярности, а также между ними и открытыми проводящими частями должны быть обеспечены расстояния не менее 20 мм по поверхности изоляции и не менее 12 мм по воздуху. От неизолированных токоведущих частей до ограждений должны быть обеспечены расстояния не менее 100 мм при сетчатых и 40 мм при сплошных съемных ограждениях.

ПУЭ табл. 4.2.2 — это свыше 1000 В.

Еще подумайте как их чистить, а то зарастут «мохом» и минимально допустимые расстояния превратятся в совсем недопустимые.

мхом.
да и не его это проблема..
проектанты — проектируют, а электромонтеры — пыль гоняют..

4eh написал:
ПУЭ
4.1.15. Открытые токоведущие части, как правило, должны иметь, изоляционное покрытие. Между неподвижно укрепленными токоведущими частями разной полярности, а также между ними и открытыми проводящими частями должны быть обеспечены расстояния не менее 20 мм по поверхности изоляции и не менее 12 мм по воздуху.

Может кто-то пояснить ,что значит «по поверхности изоляции» и «по воздуху»- картинка в уме не рисуется. Вот я размещаю три фазных шины параллельно и плашмя :между краями шин 12мм должно быть? А где 20 будет?

Dzin , Если между голыми шинами только воздушный зазор, то он должен быть не менее 12 мм.
Если шины соединены между собой изолятором, то путь между шинами должен быть не менее 20 мм. Короче, цепочка пыли между голыми шинами должна быть не менее 20 мм.

4eh написал:
ПУЭ
4.1.15. Открытые токоведущие части, как правило, должны иметь, изоляционное покрытие. Между неподвижно укрепленными токоведущими частями разной полярности, а также между ними и открытыми проводящими частями должны быть обеспечены расстояния не менее 20 мм по поверхности изоляции и не менее 12 мм по воздуху.

Может кто-то пояснить ,что значит «по поверхности изоляции» и «по воздуху»- картинка в уме не рисуется. Вот я размещаю три фазных шины параллельно и плашмя :между краями шин 12мм должно быть? А где 20 будет?

Dzin , «По поверхности» изоляции — это значит по поверхности изолятора, которая может быть, и как правило, рифленая для увеличения длины утечки. А между шинами без применения изоляторов — » в светУ».

Спрошу-ка и я про расстояния.

  1. Две клеммы, полюса разноимённые, к обоим клеммам будут подходить провода непосредственно от стояка, т.е. защиты от КЗ никакой. Фазная клемма держателя предохранителя неудачно так сдвинута в сторону клеммы N-полюса автомата. На 230В вроде сойдёт, а если будет больше 230? Может перегородку сделать из тонкого стеклотекстолита, на всякий случай?
  2. Некие спецы в интернете пишут, что нежелательно завышать рабочее напряжение предохранителей. Причина — увеличение длины вставки для гашения дуги при более высоком напряжении. Они утверждают, что якобы более длинная вставка будет плавиться не совсем так, как более короткая на тот же номинальный ток. Другими словами, несколько искажается характеристика предохранителя. Может ли быть заметная разница по времени срабатывания между gG 1А 400В 8×32 мм и gG 1A 500В 10×38 мм в диапазоне 230-400В?

Abrikos написал:
Фазная клемма держателя предохранителя неудачно так сдвинута в сторону клеммы N-полюса автомата.

А мне кажется, что наоборот, отодвинута. Просто ав и предохранитель местами поменяли.

Radio , не могу я их поменять местами. 2-полюсный АВ (ноль справа) и вплотную к нему справа этот держатель.

Конструктивные особенности пильных цепей и уход за ними

Первые ручные бензопилы появились в 1920-х. На них устанавливались цепи с прямыми и плоскими зубьями – такая цепная система не отличалась высокой эффективностью и была весьма трудоемкой в обслуживании. В 1947 году Джозеф Кокс предложил новый тип цепи. Ее форма была Г-образной, за счет чего удалось многократно повысить производительность бензопил, и обеспечивала простоту заточки. В результате цепь Кокса достаточно быстро вытеснила с рынка всех своих конкурентов. В настоящее время большинство бензопил снабжаются именно такими цепными системами — они имеют характерный серпообразный режущий профиль и позволяют эффективно работать с любым типом древесины.

Конструкция пильной цепи

Концепция цепи для мотопилы, предложенная Джозефом Коксом оказалось настолько удачной, что не претерпела практически никаких конструктивных изменений. По большому счету усовершенствования коснулись лишь системы смазки инструмента, а также борьбы с обратной отдачей и вибрациями.

Любая пильная цепь состоит из звеньев трех типов:

Это наиболее сложная деталь цепной гарнитуры. Ее конструкция включает ограничитель глубины пропила и режущий элемент с контурным углом резки.

  1. Ведущие

Такие звенья еще называют хвостовиками. Через ведущую звездочку они передают вращение от двигателя пилы на цепь, обеспечивая ее стабильное положение на шине.

Предназначены для соединения режущих и ведущих элементов.

Главными в цепной системе являются режущие звенья. Они бывают лево- и правосторонними, а их режущие грани выступают за плоскость шины, что обеспечивает свободный распил с минимальным сопротивлением резке. Цепные зубья (резцы) работают по принципу рубанка – чем дальше будет выдвинута верхняя режущая кромка, тем крупнее будет распил.

Резцы пильной цепи различаются на два основных типа:

  1. Чизель (англ.chisel – долото, резец)

Обладают высокой производительностью и обеспечивают хорошую скорость пиления. Конфигурация таких резцов обеспечивает меньшую площадь контакта с древесиной при распиле, благодаря чему снижается сопротивление последней. Недостатками цепных зубьев чизельного типа являются высокая чувствительность к абразивной среде, а также сложность и трудоемкость процесса заточки.

  1. Чиппер (англ. сhipper – рубить в щепу)

Серпообразный профиль чипперных резцов менее эффективен из-за увеличенной площади контакта при распиле. С другой стороны чипперы очень удобны в обслуживании, поскольку скругленный угол резца не так болезненно реагирует на погрешности при затачивании.

Цепи с чипперными звеньями предпочтительно использовать при резке загрязненной древесины.

Основные параметры

Пильные цепи принято различать по:

  • направлению распила (продольные и поперечные);
  • габаритам (длине и размеру элементов цепной гарнитуры);
  • конструктивным особенностям;
  • порядку следования режущих звеньев.

Распил древесины вдоль волокон вызывает большее сопротивление, нежели поперек. В виду востребованности обоих видов распиловки производится два вида пильных цепей – продольные и поперечные. Они отличаются углом атаки резцов. В результате при продольном распиле повышается производительность пилы, а при поперечном сглаживается «агрессивность» инструмента. Ну а вместе с последней снижает уровень вибраций и уменьшается нагрузка на двигатель.

При невысоких требованиях к качеству продольный распил можно выполнять мотопилой с поперечной цепью.

Шины бензопил, представленных сегодня на рынке, имеют различные габариты. Одним из главных параметров пильной цепи является количество звеньев, т.е. длина цепи. Кроме того, цепные системы имеют определенный шаг. Он измеряется расстоянием между тремя последовательно соединенными звеньями, деленным на два.

Читать еще:  Тарпан тмз-мк-03 инструкция по эксплуатации

Классификация пильных цепей по шагу

В зависимости от значения шага пильные цепи различаются на 5 классов:

Малый шаг имеют цепи, устанавливаемые на одноручные мотопилы. Такой инструмент не отличается мощностью, однако позволяет выполнять точные работы, т.ч. в труднодоступных местах.

Цепи с такими значениями шага получили наиболее широкое применение. Свыше 80% производимого в мире инструмента снабжаются именно такими цепными гарнитурами.

Крупные цепные гарнитуры устанавливаются на большие пилы с повышенной производительностью – валочные системы, харвестерное оборудование и т.п.

Очевидно, что чем больше размеры звеньев цепи, тем большей производительностью она обладает. При этом следует помнить о том, что и распил будет шире, а значит, для преодоления сопротивления древесины резке понадобится большая пила.

Классификация по толщине хвостовика

Толщина ведущих звеньев является вторым по значимости параметром цепи. Он должен совпадать с размером паза шины, по которому в процессе работы скользит последняя. За счет этого повышается надежность посадки и исключается риск ее соскока в процессе работы. Сам же ход цепи при этом выполняется плавно, без лишних рывков и вибраций.

Мировые производители пильных цепей выпускают гарнитуры 5 основных типоразмеров:

  • 1,1 мм (миниатюрные цепи для мини-пил);
  • 1,3 мм (наиболее востребованы, т.к. устанавливаются на бытовые и полупрофессиональные мотопилы);
  • 1,5 мм (устанавливаются на пилы высокой мощности и производительности);
  • 1,6 и 2 мм (цепи с толстыми хвостовиками устанавливаются на профессиональных и промышленных пилах).

Высота профиля, глубина резки и объем двигателя пилы

В зависимости от высоты режущей кромки, расположенной над плоскостью направляющей шины пильные цепи различаются на высоко- и низкопрофильные. Первые обеспечивают максимальную производительность, тогда как вторые имеют увеличенную площадь опоры режущего звена, вследствие чего дают тонкую стружку и являются более безопасными в работе.

Глубиной резки называют величину зазора между верхней гранью резца и ограничителем пропила, который регулирует толщину стружки. Наиболее востребованы пильные гарнитуры с зазорами 0,025’’ и 0,03’’, тогда как цепи со значением этого параметра до 0,07’’ применяются в составе агрегатов машинной валки леса. Именно глубина резки определяет производительность цепной гарнитуры. Однако, чем большей она будет, тем сильнее пила будет вибрировать при работе. С целью уравновесить показатели производительности и вибраций на цепи с большим шагом производители устанавливают режущие зубья с минимальной глубиной и наоборот.

Объем двигателя пилы имеет самое прямое отношение к выбору пильной цепи. Если последняя будет установлена на слишком мощный инструмент, то будет подвержена повышенным нагрузкам и выйдет из строя гораздо раньше положенного срока. Поэтому при покупке цепной гарнитуры следует внимательно изучить технические характеристики самой пилы.

Порядок следования режущих звеньев

В списке основных параметров пильных цепей также находится порядок следования режущих звеньев. В стандартной конструкции на каждый из резцов приходится по паре хвостовиков. В цепи же с полупропуском каждый третий резец заменен ведущим звеном, а в гарнитурах с полным пропуском – каждый второй. Цепи второго и третьего типа не производятся – они изготавливаются кустарным методом из заводской продукции.

Гарнитуры с пропуском и полупропуском стоят значительно дешевле стандартных, однако уступают им в производительности, надежности и удобстве в работе.

Система смазки пильных цепей

От качества смазки цепи и шины мотопилы напрямую зависит надежность и эффективность последней. С целью обеспечения нормальной работы инструмента производители снабжают его масляным насосом, который подает масло на режущую систему через специальные отверстия. За равномерное распределение масла отвечает сама цепь – ее хвостовики, проходя через звездочку, захватывают смазку, которая в результате движения гарнитуры растекается по ней и шине пилы. Нередко для повышения эффективности смазывания в ведущих звеньях с помощью фрезы или сверла выполняются специальные каналы, а в соединительных – дополнительные углубления.

Система смазки мотопилы работает на снижение разрушающего эффекта трения и, конечно же, нагрева. Это значительно увеличивает срок службы как цепной гарнитуры, так и инструмента в целом. Поэтому пользователь должен контролировать процесс смазывания. Если при разгоне цепи на линии распила отсутствует масляный след, это означает, что пила перегревается, а сама цепь может достаточно быстро затупиться, а то и вовсе лопнуть.

С целью повышения смазывающего эффекта мировые производители выпускают масла для пил на органической основе. Стоят они несколько дороже, однако обеспечивают в четверть меньший расход, а при выделении в окружающую среду саморазлагаются в течение нескольких часов.

На современные бензопилы можно устанавливать цепи и шины с различными параметрами. Однако перед покупкой новой гарнитуры для конкретной модели, следует удостовериться, что ее система смазки справится со своими функциями при работе.

Вибрация и отдача при распиле

Ни первого, ни второго при работе с бензопилой не избежать, однако можно снизить их интенсивность. Вибрация в пильной цепи возникает вследствие столкновения резцов с древесиной. В момент контакта режущей кромки с деревом она на долю секунды оказывается зажатой между ним и шиной. Часть ударной энергии через гарнитуру, ведущую звездочку и корпус пилы передается на руки пользователя.

Для уменьшения эффекта отдачи вследствие вибраций при распиле древесины используются:

  • скошенный ограничитель пропила (обеспечивает мягкое движение цепи за счет плавного соскальзывания древесины с резца);
  • амортизационные выступы на хвостовиках и соединителях (способствуют погашению вибрации при ее передаче на звездочку);
  • скошенная либо завышенная пятка резца (обеспечивает проседание цепи в момент удара, что способствует не только гашению вибрации, но и снижению износа цепной гарнитуры и пильной шины).

Благодаря применению этих конструктивных элементов в цепи существенно уменьшается риск травматизма при отскакивании пилы вследствие контакта носка шины с твердой поверхностью.

Обслуживание пильных цепей: основные моменты

Пильная гарнитура, шина и ведущая звездочка являются расходными материалами. Поэтому наиболее важные вопросы при покупке инструмента и гарнитуры к нему касаются надежности и долговечности. Во многом они зависят от типа и интенсивности работ, которые будет выполнять пользователь. Не менее важную роль играют:

  • смазка гарнитуры;
  • обкатка и натяжка цепи;
  • заточка резцов;
  • уход за инструментом.

Обкатка цепной гарнитуры выполняется путем ее замачивания на некоторое время в масле с последующим кратковременным прогоном на холостых оборотах и регулировкой натяжения. Если цепь будет натянута недостаточно, она будет постоянно соскакивать, тогда как перетяжка приводит к увеличению нагрузки на цепь и ее преждевременному износу.

Вследствие интенсивной работы бензопилой резцы пильной цепи затупляются. Чтобы каждый раз не приходилось покупать новую гарнитуру, пользователь может выполнить заточку режущих элементов самостоятельно. При этом необходимо четко соблюдать соответствие остроты углов резца и высоты ограничителя заводским параметрам. Кроме того, нужно проследить, чтобы все режущие звенья цепи были заточены одинаково. В противном случае снизится производительность инструмента либо усилится вибрация и нагрузка на двигатель пилы.

Еще одним важным моментом при работе с бензопилой является контроль целостности цепи. При возникновении малейших трещин, потертостей или повреждений ее следует заменить. В завершение отметим, что только грамотный подбор, а также своевременный и правильный уход за инструментом и гарнитурой может обеспечить нормальную производительность, долговечность, надежность и, разумеется, безопасность бензопилы.

Сервисное обслуживание бензопилы, видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector