Как провести строительную игру в детском саду

Содержание

Как провести строительную игру в детском саду

Строительные игры

Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия, а педагогам позволяют увлечь ребят техническим творчеством. Ключевая роль воспитателя — организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию.

Значение строительной игры в детском саду

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Строительные игры — интереснейшая форма детского технического творчества, открывающая возможности для активной двигательной и интеллектуальной деятельности ребят.

Задачи проведения строительной игры

Задачи строительных игр в разных группах ДОУ следующие:

  • Младший дошкольный возраст (1,5–4 года):
    • формировать умение сравнивать, различать, запоминать форму и цвет предметов;
    • развивать мелкую моторику и координацию движений.
    • развивать пространственное мышление (выше — ниже, длиннее — короче, направо — налево), умение различать величину, воспринимать пропорции, воплощать в постройке мыслительный образ предмета;
    • учить планировать свои действия;
    • формировать художественный вкус, развивать творческое воображение и умение видеть красоту архитектурного решения.
    • развивать навыки коллективного взаимодействия, взаимопомощи;
    • развивать самоорганизацию и целеустремлённость;
    • развивать навыки конструирования по схемам или рисункам.

    Дети и педагог сидят в импровизированной лодке, сделанной из строительных модулей

    Строительные игры часто предваряют сюжет ролевой игры: построили лодку, отправляемся в путешествие

    Чаще всего строительные игры:

    • переплетаются с сюжетом ролевой игры: построили самолёт и отправились в полёт, построили спортивный комплекс и разыграли Олимпийские игры;
    • проходят в форме ролевой игры в стройку: каменщики строят из кирпичиков здание, строительный материал подвозят машинисты на поездах или водители на машинах, во время перерыва строители идут в столовую, после работы в кино и т. д.;
    • ограничиваются конструированием отдельных построек или целых комплексов, которые неоднократно разбираются и переделываются.

    Строительные игры активно используются в детском саду:

    • во время разнообразных плановых занятий (конструирование, математика, чтение художественной литературы, развитие речи и т. д.);
    • в процессе прогулки;
    • во время свободной игры в группе.

    Дети стоят в беседке около постройки из крупного конструктора

    Строительные игры активно используются во время прогулки

    Педагогические приёмы

    Приёмы организации и педагогического руководства игрой:

    • Создание соответствующей возрасту насыщенной и привлекательной игровой среды в группе:
      • Наборы строительных конструкторов:
        • деревянные и пластиковые настольные и напольные конструкторы (бруски, кирпичики, кубы, цилиндры, арки, палочки, пирамидки), плоские геометрические фигуры;
        • специальные тематические наборы «Городок» и «Архитектор»;
        • металлические наборы для старшей и подготовительной групп с колёсами, пластинами, гаечными ключами для моделирования машинок, тележек.
        • большие мягкие строительные модули;
        • конструкторы Лего (мелкий, средний, крупный).
        • В детский сад пришли письма с фотографиями от разных сказочных героев, в которых они просят о помощи. В своих посланиях они рассказывают о том, что налетел сильный, порывистый ветер и сломал заборы, крыши. Они не умеют строить, не знают, какой материал нужно использовать, поэтому просят ребят прийти к ним на помощь.
        • В гости к ребятам пришли матрёшки, воспитатель предлагает устроить чаепитие, а для этого нужно куда-то посадить матрёшек.
        • Нашему городу поручено провести международную спартакиаду, но в городе нет современных гостиниц, удобных транспортных развязок, парковок, ледового дворца, большого стадиона, бассейна и т. д.

        Дети играют в плавание на сконструированном из крупных модулей корабле

        Педагог может предложить ребятам построить корабль, чтобы затем отправиться на нём в путешествие

        Строительная игра и другие виды игровой деятельности дошкольников

        Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

        В. А. Сухомлинский

        Строительные игры имеют ряд сходных моментов с другими видами игровой деятельности дошкольников:

        • Сюжетно-ролевая игра. Строительные игры напоминают ролевые, поскольку они также базируются на выстраивании взаимоотношений. Дети придумывают замысел будущей постройки (крепость, мост, городская улица и т. д.), договариваются о распределении ролей, спонтанно сочиняют игровой сюжет (кто-то становится архитектором, кто-то водителем, а кому-то достаётся роль строителя), при этом иногда ссорятся, не сумев понять друг друга, и не желая никому уступать любимую игрушку. Однако отличительной чертой строительной игры является её направленность на практическое освоение строительной деятельности, а не на игровое погружение в сферу человеческих отношений.
        • Дидактическая игра. Строительные игры органически включают в себя познавательный компонент, так как в процессе конструирования ребёнок невольно сравнивает формы, размеры, окраску деталей, затем отбирает их по определённому признаку и отсчитывает необходимое количество. Немаловажным для развития монологической и диалогической речи малыша становится проговаривание собственных действий вслух и обсуждение замысла постройки с другими детьми или со взрослыми. Комбинируя элементы в постройке, планируя расположение домов, мостов и дорог, ребёнок попутно развивает пространственное восприятие, тренирует глазомер и развивает архитектурное мышление. Всё это сближает строительные игры с дидактическими, то есть обучающими играми.
        • Подвижная игра. Немаловажным является и элемент движения: ребята переходят с места на место, переносят материалы для стройки, изображают энергичные движения гребцов на корабле, готовят космический корабль к старту, имитируют управление ракетой. При этом в работе с мелкими деталями активно задействованы кисти рук, укрепляется мускулатура и совершенствуется мелкая моторика. Присутствие физической активности приближает строительные игры к подвижным играм.

        Мальчики построили большой гараж и играют с машинками

        Построив домики для своих машин, дети продолжают игру

        В самостоятельных строительных играх детей происходит смешение и взаимопроникновение элементов ролевой, дидактической и подвижной игр, но главным содержанием является творческое созидание.

        Проведение строительных игр в детском саду

        Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

        Я. Коменский

        Таблица: картотека строительных игр

        Возрастная группаНазвание игрыОписание
        Младшая«Домик для котёнка, щенка и козлика»Идёт проливной дождь, котёнок по имени Гав промок. Он спрятался под лавочкой во дворе и совсем продрог, ему нужно построить тёплый и уютный домик. Детям раздаётся строительный материал, и они самостоятельно придумывают домик для котёнка.
        • Я возьму два кубика,
          Поставлю их близко.
          Крышу на них положу —
          Будет домик киске.
        • фигурки петушков;
        • по 3 кубика одного цвета каждому ребёнку.

        Воспитатель проговаривает загадку и просит детей отгадать, кто же сегодня пожаловал к ним в гости (петушок). Дети здороваются с петушком, рассматривают яркий гребешок, крылышки, красивые сапожки и пышный хвостик, слушают звонкую песню, которой петушок будит всех ранним утром, читают потешки, проводят физкультминутку.

        • Вот идёт петушок, (Дети шагают, высоко поднимая ноги)
          Гордо поднял гребешок. (Высоко поднимают головы)
          Красная бородка. (Отводят руки назад)
          Важная походка. (Взмахивают руками).

        Петушок просит детей соорудить красивую башенку, чтобы он смог радостно встречать каждый новый день утренним пением. Воспитатель показывает малышам, как правильно и аккуратно выкладывать кирпичик на кирпичик. Затем предлагает каждому ребёнку построить башенку для своего петушка. В конце игры петушок благодарит детей за постройки и приглашает поучаствовать в подвижной игре «Крепко спит петушок».

        • Крепко спит петушок,
          На боку гребешок.
          Петя, глазки открой,
          Громко песенку спой!
          — Ку-ка-ре-ку!
          Я ребяток догоню!
        • Какие животные живут на ферме?
        • Как фермеры используют лошадей, как о них заботятся?
        • Что получают от коров, свиней, курочек? Как заботятся о них?
        • Зачем на ферме домик для собаки?
        • На каких машинах работают фермеры?
        • в самом начале пути жёлтую дорогу украшала голубая изгородь;
        • затем произошла встреча со Страшилой, и путешествие продолжилось по неровной дороге с ямами;
        • за лесом, в котором друзья познакомились с Дровосеком, дорога повернула налево и сменила цвет, некоторое время спустя, последовал поворот направо, дорога расширилась и окрасилась в зелёный цвет;
        • после того как к компании путешественников присоединился Лев, дорогу и вовсе прервал огромный овраг и река (дети принимают решение о строительстве моста через реку);
        • за мостом дорога сильно сузилась, вновь свернула направо и сменила цвет, но вскоре показалась кирпичная стена и ворота Волшебного города, от которого исходило зелёное сияние.
        • фигурки зверей,
        • строительный конструктор,
        • билеты,
        • бескозырка,
        • бинокль,
        • штурвал.

        Строительные игры в младших группах

        Продолжительность строительной игры в младших группах, как правило, не превышает 10–15 минут. Наиболее распространёнными и действенными приёмами в работе с воспитанниками 2–4 лет являются:

        • Игра воспитателя с детьми. Педагог предлагает воспитанникам сюжет игры, показывает и объясняет способы конструирования, помогает отобрать детали, подсказывает с помощью наводящих вопросов, подбадривает малышей, если что-то не получается, напоминает, что нужно стараться всё делать аккуратно и красиво. В конце игры воспитатель вместе с детьми оценивает постройки, просит рассказать, какие конструкции получились самыми прочными и красивыми.
        • Игры малышей со старшими ребятами. Исследования показывают, что совместные строительные игры младших дошкольников со старшими стимулируют создание построек по замыслу, вызывают положительные эмоции и активизируют желание включиться в игру.
        • Использование игрушечного персонажа как мотива к действиям или повода к сюжетному обыгрыванию. Игровой сюжет разворачивается вокруг любимой игрушки (забавного мишки, ушастого зайки, милой матрёшки, смешного клоуна). Воспитатель от имени игрушечного персонажа просит детей восстановить разрушенный теремок или построить уютные домики для лесных гномиков.

        Девочка построила небольшой город из строительного материала для куклы

        Строя домик для любимого героя, малыш будет работать с большим интересом

        Малышей 2–4 лет важно познакомить со строительным материалом и показать, как надо строить. Подражая действиям воспитателя, дети делают свои первые шаги в мире строительного конструирования. Постройки должны быть простыми и понятными, например, дорожка из ровных кирпичиков, ворота из двух столбиков и перекладины, забор, стол, башенка из цилиндра и конуса и т. д. Для того чтобы у малышей возникло желание строить и играть с постройкой, необходимо выбирать устойчивый материал среднего размера. Желательно, чтобы соединив 2–3 детали, маленький строитель смог узнать объект, который он задумал. Постепенно дети освоят умение складывать более сложные конструкции, например, дом из 5 деталей.

        Следует учитывать, что в 2–3 года дети не столько строят, сколько нагромождают одну деталь на другую, плохо понимая, что они сооружают, быстро переключаясь с одного замысла на другой. Например, ребёнок выкладывает ряд кирпичиков, передвигает, имитируя с помощью голоса звуки, бегущего по рельсам поезда, прикладывает ещё 2 кирпичика, пробует передвинуть, но конструкция нарушается, он тут же забывает, что играл в паровозик, и выстраивает круглый заборчик.

        Дети сооружают постройку из деревянных кирпичиков на полу

        Строительный материал для игр младших дошкольников должен быть устойчивым, а постройки — простыми и понятными

        Строительные игры в средней группе

        Детям 4–5 лет можно демонстрировать образцы, в которых предусмотрен более высокий уровень технической сложности, например, многоэтажные гаражи с лифтами и парковочными платформами для машин, широкий мост для многополосного движения транспорта, здание цирка круглой формы. Воспитатель может смело опираться на инициативность и любознательность детей этого возраста, ограничиваться словесным объяснением без детального показа алгоритма действий. Для четырёхлетних детей по-прежнему основным стимулом перехода к сюжетной игре является появление игрушки, вокруг которой и будет выстраиваться последующее действо. Продолжительность игры увеличивается до 20 минут.

        В работе с воспитанниками 4–5 лет стоит учитывать своеобразие предпочтений и интересов, например, мальчики с оживлением и интересом воспримут идею о сооружении космодрома, девочек же вдохновит предложение стать дизайнерами мебели для кукольного домика или построить ферму из домиков и заборчиков для домашних животных. Стоит учитывать, что большая часть детей отдаст предпочтение ролевой игре в салон красоты, дочки-матери или путешествие за сокровищами, чем строительному конструированию. Некоторые ребята умеют создавать интересные постройки, но к обыгрыванию сюжета интереса не проявляют, поэтому очень важен дифференцированный подход со стороны педагога, который с учётом индивидуальных интересов и потребностей одному ребёнку предложит стать строителем, а другому — принять активное участие в ролевом аспекте игры.

        Дети строят зоопарк из деревянных фигурок

        Можно предложить ребятам построить зоопарк для игрушечных зверей, которым негде жить

        Интересными для воспитанников средней группы могут быть следующие строительные игры:

        • «Загородки и заборы»,
        • «Ферма»,
        • «Зоопарк»,
        • «Гараж для автомобилей»,
        • «Цирк»,
        • «Мосты большого города»,
        • «Комната для куколки» и т. д.

        Дети играют в ферму

        Дети самостоятельно выбирают материал, выстраивают ограду для фермы и загоны для животных

        Строительные игры со старшими дошкольниками

        Основная задача педагога — развитие интереса к строительной игре, для чего нужно ориентировать старших дошкольников на результат, необходимый для организации сюжетной игры. Например, построить город с мостами и дорогами, а затем устроить интересную игру с машинками и поездами. Пробудить интерес поможет чтение увлекательного рассказа, интересная беседа, которая стимулирует игровой азарт и желание творить. Сюжетная игра окажет, в свою очередь, положительное влияние на вовлечение детей в ролевые действия.

        Приведём пример сочетания сюжетной и строительной игры.
        Девочки играют в куклы, сюжет игры — поездка в летний лагерь. Дети складывают кукольную одежду, игрушки, посудку в машины и «едут» в другую часть групповой комнаты. Одна из девочек предложила построить домик для кукол и принесла строительный материал, две другие девочки подхватили инициативу и принялись за строительство веранды, кухни, спальни. Закончив строительство, дети распределили между собой роли: воспитательница в группе старших (большие куклы), воспитательница в группе младших (маленькие куклы) и повар. Наблюдавшая за игрой воспитательница предложила девочкам оборудовать игровую площадку, построить кроватки, шкафы и столы для маленьких кукол. Строить перегородки и мебель дети научились ещё в средней группе, но опыт совместного планирования комнат и оформления интерьера оказался для них новым и полезным.

        Дети построили из жёлтых деревянных кирпичиков дорогу к Изумрудному городу и разыгрывают сказку

        Закончив постройку, дошкольники с увлечением развивают сюжет игры

        Постройка становится своеобразным эпицентром, вокруг которого разворачивается сюжетная игра. Во время парной игры детей за одним столом воспитатель советует соединить две конструкции в одну, например, объединить два домика в двухэтажное строение. Дальше можно наблюдать, как дети придумывают вместе план многоквартирного дома, предварительно согласовывают размещение комнат, коридоров, лестниц и т. д. Постепенно продолжительность строительной игры у старших дошкольников возрастает до 30 минут.

        В 6 лет у детей возрастает интерес к архитектурной выразительности построек, они стараются усовершенствовать конструкции, создавать красивые, симметричные и художественно привлекательные сооружения. Но иногда замысел оказывается слишком сложным для практического воплощения и требует от дошкольника серьёзной умственной работы, вот тут-то и нужна подсказка педагога, показ новых возможностей использования материала. Например, ребёнок занят строительством станции метро, но, пытаясь соединить колонны арками, обнаруживает, что расстояние между брусками слишком велико, если передвинуть колонны поближе, то разрушится вся конструкция. Внимательный педагог посоветует использовать дополнительные длинные пластины для перекрытий и на них уже поставить арки.

        Со старшими дошкольниками можно проводить дидактические игры по схеме-образцу:

          Вариант первый: дети должны соорудить постройку по образцу из деталей, которые указаны в технологической карте.

        Домик из деревянных деталей и технологическая карта к постройке

        В этом варианте игры ребёнок сооружает постройку из заданного количества деталей определённой формы

        Мальчик фиксирует количество использованных деталей постройки в технологической карте

        Дошкольник конструирует произвольную постройку, но количество использованных деталей отмечает в технологической карте

        С детьми, которые вполне уверенно конструируют по образцу можно приступать к работе по схемам и чертежам. Мало просто предложить чертежи, необходимо рассмотреть и разобрать их вместе с детьми, при необходимости показать способы скрепления деталей.

        Фотогалерея: схемы для конструирования простейших построек

        Схема ворот Младшим дошкольникам можно предложить построить ворота для мишки или куклы Схема моста через реку При строительстве моста педагог может поставить условие: он должен быть устойчивым и выдерживать игрушечные машинки Схема кроваток для кукол Девочки с удовольствием построят кроватки для своих кукол Схема гаража с воротами Гараж строят с учётом размера машинки, которую планируют туда поместить Схемы разноцветных башенок с флажками При постройке разноцветных башенок ребёнок учится соблюдать верную последовательность цветов Схема горки для игрушек С построенной горкой для игрушек ребятам будет интересно играть в дальнейшем

        Таблица: пример конспекта строительной игры для старших дошкольников (фрагмент)

        • Схемы построек,
        • атрибуты для конструирования,
        • конструктор.
        • Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, строительству города, деревни;
        • ознакомление с элементарными математическими представлениями.
        • Плывёт кораблик по реке,
          А мы идём рука в руке. (Идут по кругу)
          А речки голубой поток, (Показывают волны)
          А через речку есть мосток, (Соединяют руки, локти выше)
          А за мостом дома стоят, (Руки над головой)
          А в тех домах детишки спят. (Ладошки под щёку)
          Скоро солнышко взойдёт, (Руки вверх, потягиваются)
          Петух песенку споёт «Кукареку»,
          И все детишки встанут тут (Идут по кругу)
          И дружно в садик побегут! (Бегут)
          Все… прибежали в детский сад?

        Анализ строительной игры в детском саду

        В младшем дошкольном возрасте рекомендуется проводить исследование игровых навыков 3 раза в год с целью корректирования деятельности педагога. В работе со старшими дошкольниками анализ проводят в начале и в конце учебного года. Анализ профессиональных умений педагога осуществляет старший воспитатель или методист.

        Критерии анализа игр со строительным материалом:

        • Соответствие поставленных развивающих, образовательных и воспитательных задач возрасту детей.
        • Качество подготовительной работы, её целесообразность (экскурсия, беседа, чтение, наблюдение во время прогулки).
        • Педагогические приёмы стимулирования и руководства игрой.
        • Вид конструирования, соответствие возрастным интеллектуальным и психологическим нормам развития:
          • по образцу;
          • по условиям;
          • по замыслу;
          • по схемам и рисункам.

          Четыре мальчика в жёлтых касках играют с машинками и строительным материалом

          Наблюдая за ходом игры, воспитатель оценивает постройки воспитанников и их обыгрывание ребятами

          Для заполнения протоколов игровой активности воспитанников потребуются объективные данные об игре каждого ребёнка. Получить их можно посредством наблюдения за играми детей в группе, на участке, а также создания игровых проблемных ситуаций с тактичным участием педагога.

          Таблица: протокол игровой активности дошкольников

          Области развитияПараметры оценкиБаллы
          Содержание игрыЗамысел игры появляется:
          • с помощью взрослого;
          • самостоятельно.
          • задачи ставит взрослый;
          • с помощью взрослого;
          • самостоятельно.
          • развёрнутые;
          • обобщённые.
          • с помощью взрослого;
          • самостоятельно.
          • с помощью взрослого;
          • самостоятельно.
          • взрослого;
          • ребёнка.
          • со взрослым;
          • со сверстником.
          • взрослого;
          • ребёнка.
          • со взрослым;
          • со сверстником.
          • взрослому;
          • сверстнику.
          • от взрослого;
          • от сверстника;
          • отказывается.
          • кратковременное;
          • длительное.

          Примеры проведения строительных игр в детском саду

          Предлагаем ознакомиться с видеоматериалами, иллюстрирующими особенности проведения строительных игр в детском саду.

          Конспект строительно-конструктивной игры «Построй дом для игрушки» для средней группы

          Школьникам о литературе

          Конструктивно-строительные занятия направлены на формирование пространственного мышления, которое способствует более результативному умственному, сенсорному, нравственному, трудовому, творческому и эстетическому развитию детей.

          Малышей знакомят с размером и формой кубиков и кирпичиков, учат ставить их в ряд или друг на друга. Показывают, как надо собирать и разбирать пирамидку.

          В старшем возрасте обучают навыкам сравнивания различных форм, величин, цвета деталей, умению их подбирать в соответствии с задуманным действием.

          Конструктивные строительные игры в детском саду признаны творческими и рассматриваются как разновидность сюжетно-ролевых игр. Здесь не обходится без мотива, игрового замысла, роли, правил, игровых действий, результата.

          Педагогу на заметку: купить инвентарь для строительных игр в детском саду можно в специализированном магазине для детских садов — detsad-shop.ru

          Читайте также: «Одежда, обувь, головные уборы». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

          Место и материал для строительных игр

          На участке и в группе выделяется специальный уголок со всем необходимым для занятий материалом.

          Игровой «стройматериал» должен быть безопасным, соответствовать задачам конструктивного развития для конкретной возрастной группы детей.

          Используется:

          • Природный материал — песок, камни, снег, глина, вода.
          • Подсобный материал — коробки, доски, ящики.
          • Специально созданный материал в виде настольного и напольного строительного набора. Например: «Старинный замок», «Юный архитектор», «Лего» и другие.

          Предварительный просмотр:

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69 «Веточка» городского округа Тольятти

          совместной деятельности педагога и детей (ООД)

          по теме «В гости к клоуну Боре»

          Средняя группа (4-5 л)

          ФИО педагога, должность:

          Шарохина Ирина Анатольевна,

          Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

          Цель: Продолжать закреплять знание цвета, форм и счёта через конструирование .

          Образовательные задачи: Закрепить знание цвета, счета, форм и название деталей.

          Продолжать знакомить с профессиями артистов цирка. Пополнить и активизировать словарь детей существительными: фокусник, дрессировщик, акробат, гимнаст, арена, сектор.

          Развивающие задачи : Развивать навыки конструирования из конструктора « Лего » .

          Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, желание использовать конструктивные навыки в самостоятельной деятельности.

          Читайте также: Перечень детской художественной литературы для средней группы картотека (средняя группа) на тему

          Материал: Конструктор «Лего», игрушки «Киндер сюрприз», костюм клоуна, мячи для жонглирования; фотографии на тематику цирк: фокусники, клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат, гимнаст, арена, сектор; музыка «Цирковая гимнастика», «Цирк», схемы: арка, место для зрителей, арена.

          — словесные: беседа, вопросы, сюрпризные моменты;

          — наглядные: показ и рассматривание картинок, игрушки, показ способов действия;

          — практические и игровые: дидактические игры, словесные игры, упражнения, выполнение постройки.

          Формы организации совместной деятельности:

          Формы и методы организации совместной деятельности

          Дидактически, словесные игры, обыгрывание постройки.

          Бросание и ловля мяча, выполнение основных движений, выполнение движений в соответствии с текстом

          Конструирование из конструктора «Лего»

          Выполнение постройки по схемам.

          Восприятие художественной литературы и фольклора

          Слушание стихотворений, приветствия, физминутки, загадки

          Логика образовательной деятельности:

          Приветствие детей в стихотворной форме.

          Сюрпризный момент — появление переодетого воспитателя в костюме клоуна.

          Читайте также: Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Счёт в пределах 10»

          Ответ на приветствие педагога.

          Приветствие с клоуном.

          Ответы на вопрос воспитателя, беседа с воспитателем

          Создание положительного настроения, заинтересованности в предстоящей деятельности

          Чтение стихотворной физминутки, показ движений

          Рассматривание фотографии на тематику цирк: фокусники, клоуны, дрессировщик, акробат, гимнаст, арена, сектор.

          Чтение стихотворение С.Я Маршака «Цирк»

          Загадывание загадок о цирке и про артистов цирка.

          Предложить поиграть в

          Предложить выполнить коллективную постройку «Зрительные места», арка для выхода артистов», по схемам построек.

          Помощь детям в выполнении постройки.

          Слушание стихотворной физминутки, выполнение движений по показу

          Примеры строительных игр для детсада

          С большим удовольствием дети играют с сюжетными конструкторами. Такие наборы позволяют осуществлять постройки определенного характера в виде фермы, дворца, египетской пирамиды.

          В старших и подготовительных группах игры усложняются за счет использования строительных материалов с различными способами крепления. Освоив напольный конструктор, старшие дети с интересом используют строительный материал с более сложным способом крепления. Они без труда справляются с керамическими и металлическими конструкторами.

          Используется и новая методика — конструирование с помощью плоских геометрических фигур, в том числе и из бумаги. Малыши 4-7 лет учатся с помощью символических средств создавать художественные образы из своего окружения и передавать эмоциональное отношение к ним.

          Образовательная детская строительная игра для детей от 3 лет

          Напольный строительный конструктор, например, конструктор СООО ПП «Полесье».

          Младшая группа

          • Научить сравнивать, наблюдать, различать, запоминать цвет и форму.

          Воспитатель знакомит малышей с названием деталей конструктора: куб, кирпич, пластина, цилиндр, призма.

          Обращает внимание на цвет, какие детали красивые – красные, желтые, синие, зеленые.

          Игра:

          1. Воспитатель показывает поочередно детали — дети дружно их называют. 2.По просьбе воспитателя дети находят детали одной формы (например, цилиндр) или одного цвета (красного или синего) 3. «Обезьянка». Дети повторяют за воспитателем. Он взял две детали, дети берут такие же. Воспитатель строит башенку, или дом — малыши повторяют.

          Постепенно постройки усложняют.

          Средняя группа

          Читайте также: Экологический проект для студентов колледжа с презентацией

          • Развить творческое воображение, эстетическое восприятие, художественный вкус.
          • Научить соблюдать последовательность действий.
          • Расширить словарь: названия геометрических форм, пространственных отношений. (Выше — ниже, длиннее — короче, направо — налево).

          Воспитатель рассказывает о благородном труде строителей, какие красивые сооружения они строят. Дети знакомятся с иллюстрациями архитектурных сооружений.

          Игра. Группа превращается в строительное бюро, которому выданы задания по строительству: высокого дома, с двумя квартирами, длинной к нему дорожкой; гаража с низким заборчиком и так далее.

          Старшая и подготовительная группы

          • Формирование самостоятельности, активности мышления, развитие работоспособности, конструктивно-творческих способностей, правильных отношений в дружном коллективе.
          • Развитие координации движений и глазомера.
          • Конструирование простейших построек по рисункам нарисованным взрослым, либо по вариантам раздела «Конструирование» дошкольной общеобразовательной программы.

          Игра. Дети учатся выполнять работу по плану. Воспитатель чертит план — например, комнаты, двора или дома. Знакомит с планом детей и убирает его. Задача — по памяти создать из деталей строительного набора задумку воспитателя.

          Игра строительная «Домик мой из кирпичей»

          Азы строительства домиков из строительных наборов.

          Для детей младшего возраста

          • Закрепить понятия: большой — маленький, низкий — высокий.
          • Научить приемам построения домиков для любимых сказочных персонажей.
          • Кирпичи,
          • кубики,
          • трехгранные призмы.

          Воспитатель с помощью считалочки делит детей на две команды: строителей домов и его жильцов (кошку, мышку, собачку).

          Игра.

          1. Воспитатель показывает «строителям», как правильно строятся домики для их маленьких друзей и приговаривает:

          — Я возьму два кубика Поставлю их близко. Крышу на них положу — Будет домик киске.

          Ставит два кубика рядом и сверху крышу – трехгранную призму и зовет на новоселье киску. Тут все дружно замечают, что домик совсем маленький и в нем поместится только мышка. Мышку поздравляют с новосельем.

          2. Как построить домик котику побольше? Воспитатель ставит кирпичики на ребро параллельно друг другу, сверху две параллельные призмы.

          — Два кирпичика возьмем И поставим их ребром. Приставим гранями две призмы — Будет крыша выше. Будь же котик молодцом — Быстро прыгай в новый дом!

          1. Воспитатель предлагает построить домик для жеребенка.

          — Домик этот очень прост — Кирпичики поставим в рост. Накроем все крышей – Вот и домик вышел!

          2. Воспитатель показывает, как можно построить дом для собачки.

          Не хочет быть песик бездомным, Построим ему мы домик удобный!

          Вертикально вплотную ставятся два кирпичика. Параллельно на расстоянии еще точно также два кирпича. Две параллельные призмы укладываются в виде крыши. Показывают, как можно сделать окошко: кирпичик ставится на узкую грань и приставляется широкой стороной к домику.

          Предварительный просмотр:

          Конспект руководства строительной игрой с детьми средней группы.

          1. Тема игры: грузовые автомобили.
          2. Цель игры: развитие творчества, инициативы, конструкторских навыков.
          3. Задачи игры: дать детям обобщённые представления о грузовом транспорте, упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям, побуждать к поиску собственных решений, развивать способность к модерированию.
          4. Подготовка к игре (предварительная работа): рассматривание иллюстраций с изображением различных грузовых автомобилей. Обсудить с детьми функционального назначения грузовых машин, выделить общее и различия в их строении, подвести детей к тому, что внешний вид автомобиля зависит от его назначения.
          5. Атрибуты и оборудование к игре: строительный материал, игрушка медведь, коробка с игрушкой.
          6. Сопутствующие сюжеты: «Автопарк», «Машины везут грузы»

          Воспитатель заранее готовит постройку легкового автомобиля.

          Воспитатель: «Ребята, посмотрите, к нам в гости приехал медведь Михаил Потапыч. У его маленького сына сегодня день рождения. Он приготовил для него подарок, игрушка лежит в большой коробке. Посмотрите, ребята, у медведя какой автомобиль? В нем можно перевозить большой груз? Конечно, нет. А какой нужен транспорт для перевозки грузов?»

          Дети рассматривают автомобиль Михаила, объясняют, что это легковой автомобиль, и что на нем грузы не перевозят. Груз перевозят на грузовом транспорте.

          Воспитатель: «Ребята, ну что же делать. Медведя надо выручать, давайте переделаем его автомобиль так, чтоб на нем можно было отвезти подарок для маленького медвежонка. Из каких частей состоит грузовой автомобиль, а легковой? Какие части надо изменить, чтоб получить грузовой автомобиль? Давайте теперь вы постройте свои варианты грузового автомобиля. Какие детали вы будите использовать?»

          Дети рассказывают из каких частей состоит легковой и грузовой автомобили, находят общие признаки и различия. Строят грузовые автомобили.

          Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы помогли медведю построить грузовой автомобиль, теперь он может отвезти подарок своему сыну ко дню рождения.

          Дети прощаются с медведем.

          Воспитатель: «Ребята, вам понравилась игра? Легко справились с заданием? Что вызвало затруднения? Чему вы сегодня научились?»

          Дети научились строить грузовой автомобиль. Дети делятся впечатлениями от игры. Объясняют, что вызвало у них затруднения.

          По теме: методические разработки, презентации и конспекты

          В работе подробно описано роведение тематического «Дня здоровья» (в рамках проведения единого дня профилактики «Здоровье — твое богатство») в средней группе детского сада.

          Конспект проведения строительно-конструктивной игры «Наш город Санкт-Петербург».

          Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: «Поможем зайчику спрятаться» (с элементами нетрадиционного рисования).

          Развлечение (квест-игра) для средней группы детского сада «Вместе с зайчиком ищем сюрприз» на развитие мелкой моторики рук.

          План – конспектпроведения тематического «Дня здоровья» в средней группе №4в рамках проведения дня открытых дверей для родителей«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!».

          Цель: продолжать формировать у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни. Задачи: Образовательная:- продолжать знакомить детей с составляющими здорового образа жизни;- дать пред.

          Читайте также: Обучение грамоте. Знакомство с гласными и согласными звуками. план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

          Предварительный просмотр:

          МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

          осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

          №8 «Родничок» городского округа «город Якутск»»

          Конспект строительно-конструктивной игры

          для средней группы

          « Построй дом для игрушки»

          Выполнила: Владимирова Алёна Ильинична

          Образовательная: Учить детей играть строительно-конструктивными играми.

          Воспитательная: Воспитывать у детей уважительное отношении к собственным постройкам, активность, смелость, взаимопомощь к сверстникам.

          Развивающая: Развивать у детей диалогическую речь

          Материал: Конструкторы, заяц

          Предварительная работа: сказка Заюшкина избушка

          -Дети, идите все сюда!

          -Ребята, видите ли, у нас так много игрушек, посмотрите вот бедного зайчика у него нету домика. Лиса его выгнала из избушки. Можно ли ему чем то помочь? Как можно ему помочь? (выгнать лису обратно, построить ему новы)

          -Ребята, мы ведь не равнодушные, да ребята?

          Создаю проблемную ситуацию

          -А давайте все вместе построим домик для зайчика?

          — Если вы построите домик для зайчика, то зайчик будет очень благодарна вам.

          -Ребята, из каких материалов можно построить дом?

          -А у нас есть много разных конструкторов, и мы построим с помощью конструктора.

          Спрашиваю вопросы, проверяю представление детей.

          -Вы когда ни-будь смотрели строителя? Как они строят дом?

          -Тогда мы сего должны начать?

          -С основы, сначала нужно построить фундамент, а потом стену, и в заключении крышу, а чтобы зайчику было удобно нужно построить большой дом. Ведь у зайчика есть друзья, и они будут приходить в гости.

          -А давайте построим большой дом?

          -Ох, какие молодцы! Мои маленькие строители!

          -Видите, зайчик очень благодарна вам!

          Используя вопросно-ответным методом общаясь с детьми, помогаю построить дом.

          -Ребята, что мы сегодня делали?

          Спрашиваю вопросы, даю положительную педагогическую оценку.

          Предварительный просмотр:

          проведения строительно-конструктивной игры в средней группе Машина для зайчика

          Вид: Строительно-конструктивная игра «Машина для Зайчика»

          Цели: 1)Закреплять умение сооружать элементарные постройки по образцу. Учить конструировать машину, передавая строение; использовать ранее полученные конструктивные умения (накладывание, приставление, прикладывание). 2) Формировать умение обыгрывать постройку. 3)Воспитывать желание помочь игровому персонажу. Учить детей сочувствовать, сопереживать другим.

          Оборудование: персонаж Зайчик, деревянный конструктор по количеству детей, мягкие модули, грузовик.

          Ход игры : Дети вместе с воспитателем входят в группу. Там их встречает заплаканный зайчик, рядом лежат сложенные в кучу мягкие модули. Воспитатель: «Ребята смотрите, а у нас гость. Только он, почему то плачет, давайте поздороваемся с зайчиком и спросим, что с ним случилось. Дети здороваются с зайчиком и интересуются, почему он плачет.

          Зайчик: Ехал в гости к вам, друзья, на своей машине я. Прокатиться мишка попросил, и машину вмиг он раздавил. Что мне делать? Как мне быть?

          Воспитатель : Хватит, зайка, слезы лить! Машину попробуем мы починить. Ты с ребятами садись, и ремонтировать учись. Предлагаю детям сесть за стол и построить машину из деревянного конструктора. Воспитатель : Ребята, вспомните, из каких частей состоит грузовая машина (показывает картинку машины). Дети с помощью воспитателя называют части машины и их назначение. Воспитатель : А теперь ребята внимательно смотрите, как я буду строить машину из деревянного конструктора. Я беру брусок, кладу его. Затем беру кубик и кирпичик, ставлю их на брусок, прикладываю друг другу. Получились кабина и кузов машины. Теперь беру круги и прикладываю сбоку бруска, получились колеса. Теперь можете сами попробовать сделать машину. Дети строят самостоятельно машины, воспитатель помогает при затруднении, хвалит тех, кто построил. Воспитатель: Какие вы молодцы. Предлагаю отдохнуть и с зайчиком поиграть.

          Зайки серые сидят (присели.), ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)

          Вот наши ушки, вот наши ушки; ушки на макушке.

          Вот бежит лисичка, (Бег на месте.) Хитрая сестричка.

          Прячьтесь, прячьтесь, (Присели.) Зайки-попрыгайки.

          По лесной полянке разбежались зайки. (Прыжки на месте.)

          Вот такие зайки, Зайки-попрыгайки.

          Воспитатель : Ну, что ребята теперь можно починить машину зайчика. Сначала построим кабину, потом построим кузов, присоединим колеса. Дети с помощью воспитателя и зайчика строят машину из мягкого конструктора.

          Зайчик: Кто, ребята, не боится? Приглашаю покатиться! Садятся в машину, зайка за рулём, катятся под музыку. Зайчик: Спасибо, ребята! За то, что вы помогли мне починить машину, я подарю вам подарки (раздает подарки). До свидания!

          Источник https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/stroitelnyie-igryi-v-sredney-gruppe.html

          Источник https://tiflist.ru/obuchenie/konstruktivnye-igry-v-srednej-gruppe.html

          Источник

          Читать статью  Строительные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *