Списание материалов в 1С:Бухгалтерия
С 1 января 2021 года в отношении бухгалтерского учета запасов применяется ФСБУ 5/2019.
При отпуске запасов в производство или списании запасов на нужды компании их себестоимость, как и раньше, оценивается одним из следующих способов (п. 36 ФСБУ 5/2019):
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени поступления единиц (способ ФИФО).
Для запасов, имеющих похожие свойства и характер использования, должен последовательно применяться один и тот же способ расчета себестоимости (п. 37 ФСБУ 5/2019).
Способ «по средней себестоимости» предполагает расчет себестоимости единицы учета запасов по такой формуле:
Средняя себестоимость единицы = (Себестоимость остатка запасов на начало периода + Себестоимость поступивших запасов этого вида за период) / (Количество запасов этого вида на начало периода + Количество поступивших запасов этого вида за период)
Периодом может быть месяц или другой, определенный организацией интервал времени.
Средняя себестоимость может рассчитываться периодически через равные интервалы времени либо по мере поступления каждой новой партии запасов (п. 39 ФСБУ 5/2019).
Балансовая стоимость списываемых запасов признается расходом того периода (п. 43 ФСБУ 5/2019):
- в котором признана выручка от продажи этих запасов;
- в котором выбытие (списание) произошло в случаях, отличных от продажи запасов.
На счетах бухгалтерского учета операции по передаче в производство и списанию сырья и материалов отражаются бухгалтерскими записями по дебету счетов учета затрат или формирования стоимости активов (08, 20, 23, 25, 26, 44 и др.) в корреспонденции со счетом 10 «Материалы».
Списание материала в налоговом учете
При определении суммы материальных расходов, используемых при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), применяется один из следующих методов оценки в соответствии с принятой учетной политикой организации (п. 8 ст. 254 НК РФ):
- по стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
Списание материалов в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)
Для отпуска сырья и материалов в производство используются документы «Расход материалов» (с видом операции «Использование материалов») или «Отчет производства за смену».
Способ оценки запасов при списании устанавливается в форме «Учетная политика» (раздел «Главное») и всегда совпадает в бухгалтерском и налоговом учете.
В программе 1С Бухгалтерия 8 редакция 3.0 расчет средней себестоимости запасов поддерживается только с периодичностью «месяц», т. е. по методу взвешенной оценки.
Порядок отображения сумм себестоимости запасов при списании определяется настройкой проведения документов (раздел «Администрирование – Проведение документов», переключатель «Расчеты выполняются»).
- Если переключатель установлен в положение «При проведении документов», то при проведении документов, которыми отражается списание запасов, проводки формируются исходя из сложившейся на момент отпуска себестоимости (т. е. по средней себестоимости, в расчет которой включаются количество и стоимость на начало месяца, все поступления и все выбытия до момента отпуска). В конце месяца при выполнении обработки «Закрытие месяца» себестоимость корректируется до средней себестоимости за месяц (в расчет включаются количество и стоимость на начало месяца и все поступления текущего месяца).
- Если переключатель установлен в положение «При закрытии месяца», то при проведении документов, которыми отражается списание запасов, проводки формируются по плановым ценам или (если не заданы плановые цены или тип плановых цен) с нулевой себестоимостью. В конце месяца при выполнении обработки «Закрытие месяца» себестоимость корректируется до средней себестоимости за месяц (в расчет включаются количество и стоимость на начало месяца и все поступления текущего месяца). Плановые цены и тип плановых цен можно установить только для готовой продукции. Тип плановых цен задается в разделе «Администрирование» – «Параметры учета» по ссылке «Тип плановых цен», плановые цены устанавливаются документом «Установка цен номенклатуры».
Списание материалов в производство или на нужды компании в программе 1С Бухгалтерия 8 оформляются так:
- Раздел: Склад – Расход материалов (Требования-накладные).
- Выберите Вид операции – «Использование материалов».
- Заполните поле Склад и укажите Цель расхода материалов для заполнения печатной формы.
- По ссылке в поле Счет затрат установите переключатель Указывается в положение «В шапке», укажите счет затрат (в примере счет 20.01 – списание материалов в производство для выпуска продукции. В случае списания материалов на нужды компании может быть использован счет 26), на который списываются материалы, и аналитику к нему – номенклатурную группу, подразделение и статью затрат.
- На закладке Материалы табличную часть заполните по кнопке Добавить:
- Выберите списываемые материалы, укажите (проверьте) счет учета и количество списываемых материалов.
- Для вывода на печать требования-накладной (форма М-11) используйте кнопку Печать.
По кнопке посмотрите результат проведения документа.
Сумма проводки рассчитана исходя из оценки материала на момент проведения документа (отпуска в производство).
В программе списать в производство материалы одновременно с выпуском продукции можно документом «Отчет производства за смену»:
- Раздел: Производство – Выпуск продукции (Отчеты производства).
- Кнопка Создать — Отчет производства за смену.
- Заполните шапку и табличную часть документа на закладке Продукция.
- На закладке Материалы табличную часть заполните автоматически по кнопке Заполнить (материалы для списания в производство будут выбраны в соответствии со спецификациями, указанными на закладке Продукция для каждого вида продукции) или вручную по кнопке Добавить (если на закладке Продукция спецификации для изделий не указаны).
Списание со склада недостач и порчи материалов
Списание со склада недостач или порчи материалов отражается документом Списание товаров, материалов с видом операции Списание со склада (в ранее выпущенных версиях документ назывался Списание товаров).
Находится он в разделе Склад — Инвентаризация -Списание товаров, материалов.
По кнопке Заполнить можно автоматически заполнить табличную часть документа списываемыми материалами по результатам указанного в шапке документа Инвентаризация товаров.
Наши специалисты всегда готовы ответить на любые ваши вопросы. Просто свяжитесь с нами по телефону +7 3532 45-01-69, либо напишите в онлайн-чат. Мы всегда поможем!
Списание материалов в строительстве
При производстве строительных работ необходимо большое количество строительных материалов. Стоимость строительства сильно зависит от объема использованных материалов и от их цены. При возведении даже небольших объектов важен грамотный бухгалтерский учет, от которого зависит и налоговая база предприятий. Важную роль играет и списание материалов — учет отпущенных в производство, переданных для использования для чьих-либо нужд, реализованных или ликвидированных в результате бедствий и других чрезвычайных ситуаций. При этом списание материалов в строительстве имеет специфические отличия, так как учет таких товарно-материальных ценностей (ТМЦ) начинается уже при составлении проектно-сметной документации, в которой закладываются нормы и (или) нормативы их расхода.
Контроль над списанием материалов на предприятии
Расчет количества материалов, которые должны быть использованы при строительстве какого-либо объекта, осуществляются на основании соответствующих СНиП производственно-техническим отделом (ПТО).
Приказом руководителя предприятия утверждается список работников, ответственных за списание ТМЦ. Обычно ответственными за заполнение первичной документации по списанию назначаются начальники участков производств, ответственные за проверку содержащихся в отчетах данных — инженер ПТО и бухгалтер. Кроме того в этом же приказе должна быть установлена ответственность руководителей — главного инженера и начальника производственно-технического отдела — за утверждение обработанной документации.
Бухгалтерия кроме обычной проверки также осуществляет функции:
- по предотвращению списания материалов в превышающем нормы размере, а также необоснованного списания ТМЦ на потери;
- по предотвращению списания материалов более высокого качества, чем фактически израсходованного.
Способы оценки материалов при их списании
Важным вопросом в списании материалов является оценка их стоимости. В соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете материалы должны учитываться по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость — это сумма затрат, возникающих при доставке материала на предприятие, и включающая:
- покупную стоимость;
- расходы, связанные с транспортировкой, хранением и доставкой материала от продавца до склада предприятия-покупателя;
- оплата консультационных и иных аналогичных услуг;
- таможенная пошлина;
- оплата услуг посредников.
При списании материалов, запущенных в производство или при их другом выбытии, оценка фактической стоимости выполняется отдельно по каждому виду материалов (или по их группе) в течение всего отчетного года по одному из предлагаемых способов:
- Оценка себестоимости каждой единицы выбывающих материалов. Таким образом, оцениваются особо ценные ТМЦ или не заменяемые материалы.
- Оценка средней себестоимости. Определяется делением всей себестоимости группы списываемых материалов на количество единиц.
- Методом FIFO (First In, First Out — пришел первым — ушел первым). Суть метода заключается в том, что с учета снимаются сначала те материалы, которые на этот же учет были поставлены первыми.
- Методом LIFO – обратный методу FIFO, где сначала списываются материалы, которые на учет были поставлены последними.
Документальное сопровождение списания материалов
Документооборот по списанию строительных материалов в первую очередь зависит от договорной дисциплины поставщика этих материалов, наличия расчетных норм расхода ТМЦ на все виды выполняемых СМР и оптимальной производительности труда на участках.
Построение документа в организации должно преследовать следующие цели:
- достоверность данных о приобретенных и израсходованных материалах;
- осуществления контроля над сохранением материалов складского учета;
- осуществление контроля над соблюдением норм расхода материалов на СМР.
- качественный анализ эффективного использования материалов.
Списание в строительстве материалов на производственные нужды производится на основании следующих документов:
- нормы расходы материалов для конкретного производства, которые утверждаются руководителем организации;
- сметные расчеты на объекты строительства;
- журналы по учету выполнения работ (по форме № КС-6а)
- отчет о фактическом расходе материалов по сравнению с нормативным (выполняется ежемесячно).
Составление ежемесячных отчетов по списанию материалов лучше всего выполнять, используя стандартную форму № М-29 совместно с Инструкцией, которую начальники участков производств используют для составления ежемесячного отчета о расходовании материалов в сопоставлении с расходами, определенными установленными производственными нормами. Единственный нюанс: форму М-29 нужно дорабатывать для конкретного предприятия строительной области.
Форму № М-29 нужно составлять для каждого отдельного объекта строительства в течение всего года, и она должна состоять из двух разделов:
- «Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ» (заполняют ответственные сотрудники технического отдела);
- «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам» (заполняют начальники участков или прорабы в соответствии с данными журнала учета выполненных работ).
Оптимальный порядок, как списывать материалы в строительстве, определяется следующим образом:
- Выдача материально ответственному лицу — руководителю работ (начальнику участка производства) материального отчета с остатками ТМЦ на его персональном складе (количество материалов и их стоимость) — ежемесячно в начале отчетного месяца.
- Оформление отчета М-29 материально ответственным лицом по окончании отчетного периода или ведение его в течение этого периода с выведением остатка количества материалов.
- Сдача отчета в производственно-технический отдел на проверку (в установленные приказом руководителя организации сроки).
- Проверка специалистом и утверждение начальником ПТО отчета М-29 и приложенного материального отчета, передача для утверждения главному инженеру.
- Передача пакета документов (отчетов, расходных и приходных документов) после утверждения главным инженером в бухгалтерию.
- Определение стоимости прихода материалов, их расхода и остатка (согласно предоставленным документам).
- Внесение отчетных данных в сводную ведомость движения ТМЦ по предприятию и выполнение списания.
Последствия перерасхода ТМЦ
При проверках отчета М-29 техническим отделом возможно выявление несоответствий. В этом случае начальник участка производства должен написать объяснительную, в которой указывает причины сверхнормативного списания. Объяснительная записка должна соответствовать форме, приложенной к отчету М-29. Кроме того должен быть составлен акт списания материалов в строительстве, составленный комиссией.
Если перерасход материалов имел место из-за хищения или порчи, то руководство предприятия для осуществления законного списания материалов должно обратиться в компетентные органы для получения соответствующих справок. Если перерасход материалов признается обоснованным и подтверждается расчетами, то руководитель может разрешить принять стоимость излишне использованных материалов к списанию. Если в отчетном периоде допущена экономия, то начальник участка производства также должен составить пояснительную записку.
Так как все списание материалов предусматривается в сметной документации, не подлежащей изменениям в ходе строительства, то весь перерасход ложиться на плечи организации-застройщика, так как стоимость всего строительства он увеличить не может. И тогда порядок списания материалов в строительстве предполагает, что руководитель компании обязан принять все меры к поиску виновных лиц и взыскиванию с них убытков. Ну, а в том случае, когда, например, материалы похищены неустановленными лицами или вследствие пожара, то бухгалтерия списывает ТМЦ, относя расходы к внереализационным.
Прочтите также:
- Охрана труда в строительстве: понятие, нормативные документы и организация
- Прокладка кабельных линий в земле
- Сметное дело в строительстве: выбираем самоучитель
- Техническое задание на строительство
- Обеспечение безопасности труда в строительстве: нормы и правила
- Cметная прибыль в строительстве
Источник https://b-rs.ru/company/article/spisanie-materialo
Источник http://www.it-nv.ru/articles/spisanie_materialov_v_stroitelstve
Источник